План по самообразованию

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад № 1 села Некрасовка Хабаровского муниципального района
Хабаровского края

План работы по самообразованию
воспитателя подготовительной к школе группы № 4
«Жемчужинка»
Марцевой Л.Л.
на 2024-2025 учебный год
ТЕМА: «Речевое развитие детей подготовительной группы
с помощью дидактических игр»

Введение: «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску
новой информации, овладении новыми способами деятельности».
Актуальность темы:
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями
речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий
или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, вопервых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со
взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь
ребѐнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по
вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексикограмматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
3. Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников,
содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных
играх и занятиях.
5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
6. Изготовить папки – передвижки.
7. Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
8. Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр,
физминуток, сборник консультаций).
9. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.

Методы работы:
 Словесные
 Наглядные
 Практические
 Игровые
Предполагаемый результат:
Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение литературы по теме
• посещение занчтий у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка занятий в своей группе;
• Практический выход: доклад на педсовете.
Методологический раздел:
Основная особенность дидактических игр определена их названием:
это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных
операций,
представляющих
собой
основу
обучения.
Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или
иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Обучающие задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры:
 обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса;
 помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с
другими словами;
 позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении
общих характерных признаков предметов, действий или явлений;
 улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием,
благодаря использованию специальных речевых построений;
 помогают расширять объективное понятийное содержание слов;
 некоторые игры с задачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали;
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена,
а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться
результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, ум-

ственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не
сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким
образом,
активное
участие,
тем
более
выигрыш
в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и
умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять
свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в
легкой, непринужденной форме.
План работы на год
Сроки

Содержание работы
Изучение методической литературы

Сентябрь - май

Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми

Сентябрь-май

Разработка и оформление дидактических игр
по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений.

Октябрь

Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.
«Живое слово». «Узнай, что звучит». «Пой со
мной!». «Звуки вокруг нас» и др.

Январь

Подготовка к открытому показу занятия.
Открытое занятие « Зимушка-зима».

Март

Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по
составлению описательного рассказа «Что у
меня, а что у тебя?», «Любимая кукла».

Апрель

Развивающие упражнения. «Назови как можно
больше слов, которые начинаются на звук А»
(Т, О, Р, К и т.д.)

Май

Совершенствовать речевой слух, закреплять
навыки четкой, правильной, выразительной речи

Сентябрь-май

Работа с семьѐй
Участие
родителей
в
изготовлении дидактических игр и демонстрационного
материала

Сентябрь

Оформление папок передвижек на тему: “Дидактические игры для развития речи»

Ноябрь

Подготовка консультации для родителей по
теме: «Как организовать игры по развитию речи ребенка дома»

Май

Подготовка презентации «Наши дидактические
игры в детском саду». Презентация на родительском собрании.
Самореализация

Сентябрь-май

Составление картотеки дидактических игр по
развитию речи.

Ноябрь

Мастер-класс « Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста».

Февраль

Консультация для педагогов ДОУ «Речевое
развитие с использованием технологии дидактических игр». Выступление на педагогическом совете.

Март

Семинар-практикум «Дидактическая игра, как
средство развития речи детей дошкольного
возраста».
Отчѐт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Май

Список использованной литературы:
1. Светлова И. Е. Развитие речи. Издательство "Эксмо" ООО, 2006г.
2. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский
центр «Вентана – Граф», 2009г.
3. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр
СФЕРА, Москва, 2009г.
4. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
5. Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников.
Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.
6. Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах
года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 –
2003г, Волгоград.
7. Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.
8. Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.
9. Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург
«ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003г.
10. Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский
Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.
11. Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».
Ярославль «Академия Развития», 1997г.
12. Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.
13. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».