СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТА
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование
Пояснительная записка
Основные понятия
Предметно-пространственная
первых младших групп
Предметно-пространственная
дошкольных групп
Стр.
среда
3
5
7
среда
11
2
Пояснительная записка.
Среда является важным фактором воспитания и развития детей.
Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей
среды является необходимым условием для формирования игровой,
познавательной, исследовательской, творческой деятельности ребенка.
В МБДОУ № 1 создана содержательно-насыщенная, трансформируемая,
полифункциональная, вариативная, эстетически привлекательная, доступная и
безопасная развивающая предметно – пространственная среда.
Наполняемость
предметной
развивающей
среды
обеспечивает
разностороннее развитие детей, возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, отвечает
принципу целостности образовательного процесса и соответствует основным
направлениям развития ребенка: физическому, социально-коммуникативному,
познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Развивающая среда обеспечивает реализацию образовательной
программы ДОУ, учитывает национально – культурные, климатические
условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, возрастные
особенности детей, гендерную специфику.
Цель предметной развивающей среды – создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого
потенциала, обучения и воспитания в целостной образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, обеспечение
государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования.
В каждой возрастной группе предметная среда имеет свои отличительные
особенности. Пространство каждой группы организовано в виде хорошо
разграниченных зон (уголков). Оснащение уголков (зон) меняется в связи с
тематическим планированием.
В построении развивающей среды в ДОУ руководствуемся методическим
пособием под редакцией С.А. Аверина, Т.Г. Коноваловой, В.А. Марковой
«Реализуем
ФГОС
ДО:
моделирование
развивающей
предметнопространственной
среды
современной
дошкольной
образовательной
организации» и методическими рекомендациями по формированию
образовательной среды в соответствие с ФОП ДО.
Общие принципы построения развивающей среды в ДОУ направлены
на реализацию личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого
и
ребенка,
определяют
современную
педагогическую
стратегию
пространственной организации и содержания среды групп:
организация
непересекающихся сфер самостоятельной детской
активности внутри игровой зоны: интеллектуальной, театрально-игровой,
3
творческой сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры и игр с
двигательной активностью. Это позволяет детям одновременно
организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и
замыслами, не мешая друг другу;
создание условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных
игр дошкольников, чтобы каждый ребенок мог найти себе удобное и
комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния;
обеспечение условий изолированности («Вижу, но не мешаю») между
элементами игровой зоны, среда, окружающая ребенка в группе детского
сада безопасна для его жизни и здоровья;
использование функциональных помещений группы – спальни и
раздевалки для организации игровой среды при обеспечении постоянного
визуального контакта с детьми;
своевременное изменение предметно-игровой среды педагогами:
внесение новых атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в
соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем
игровых умений детей;
проведение оптимального отбора игр, игрушек, игрового оборудования
по количеству и качеству: их недостаточное количество и неадекватное
уровню развития детской игры качество ограничивает развитие ребенка и
дезориентирует его игровою деятельность;
обеспечение доступности ко всему содержанию развивающей предметноигровой среды: расположения игр, игрушек, атрибутов на уровне не выше
вытянутой руки ребенка;
учет половых различий детей, т.е. учет в равной степени интересов, как
девочек, так и мальчиков.
Функции развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ:
Младшие группы
познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении
окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку
познать азы общения и взаимодействия;
оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает
двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует
саморазвитию и самореализации.
Дошкольные группы
культурно-коммуникативная – обеспечивает освоение средств и знаков
речевой коммуникации, формирует социальный опыт;
4
духовно-эмоциональная – подводит к пониманию и усвоению
общечеловеческих ценностей;
спортивно-оздоровительная – приобщает к физической культуре,
помогает осваивать способы сохранения своего здоровья;
практически-действенная – обогащает практический опыт, дает
возможность действовать;
опытно-экспериментальная
–
стимулирует
исследовательскую
деятельность;
художественно-преобразующая
–
способствует
художественнотворческому процессу, формирует готовность и способность к
самовыражению;
интеллектуально-познавательная – создает условия для продвижения по
пути познания, реализации опыта учения.
2. Основные понятия
«Развивающая
предметно-пространственная
среда»
—
система
материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в
соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
«Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими
материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и
психическому здоровью не угрожает опасность.
«Детская игра» – вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной
мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В
соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два
основных вида игры – сюжетная и игра с правилами.
«Сюжетная игра» - выполнение условных действий в воображаемой ситуации.
Различается сюжетно-ролевая и режиссерская игра.
«Игра с правилами» - тип детской игры, характеризующийся наличием
состязательных отношений, критериев установления выигрыша, неизменной
повторяемостью, цикличностью завершаемого процесса деятельности
«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для
игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией:
атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы
оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры
пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности
(реалистические, прототипические и условные).
Насыщенность среды – разнообразие материалов и оборудования, пособий,
инвентаря,
обеспечивающих
двигательную
активность,
игровую,
5
познавательную,
исследовательскую
творческую
активность,
экспериментирование с доступными материалами.
Полифункциональность среды - предметная развивающая среда должна
открывать
множество
возможностей,
обеспечивать
возможность
разнообразного использования различных составляющих предметной среды и
наличие полифункциональных предметов для использования в разных видах
деятельности.
Трансформируемость среды, который связан с ее полифункциональностью –
это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый
план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального
зонирования,
жестко
закрепляющего
функции
за
определенным
пространством).
Вариативность среды – наличие различных пространств, материалов, игр,
игрушек, оборудования и периодическая сменяемость материала.
Доступность среды – свободный доступ детей, в том числе детей с ОВЗ, к
играм, игрушкам, материалам, оборудованию.
«Сертификация»— наличие санитарно-эпидемиологического заключения
(сертификата),
который
подтверждает
безопасность
материалов
и
оборудования.
6
Паспорт предметно – пространственной среды
первых младших групп возраст от 2 до 3 лет.
Колич
ество
Наименование оборудования
Столы детские
Комоды
Стулья детские
Шкафы для пособий
Пирамидка пластмассовая
Пирамидка деревянная средняя
Тактильный набор Тип1
Шнуровка бусы
Шнуровка
Сортировщик с изменяемой
формой отверстий
Магнитный
лабиринт
с
дорожками простой формы
Вкладыши
с
тактильной
основой
Логическое домино
Лото
Мозаика из пластика с основой
со штырьками и плоскими
элементами
4-х
цветов
(основные и пастельные) с
отверстиями для составления
изображений по образцам или
произвольно
Конструктор
цветной
с
элементами 6-ти цветов (4
основных цвета, белый и
натуральное дерево)
Набор овощей Тип2
Набор фруктов
телефон
Набор
фигурок
домашних
животных с реалистичными
изображением и пропорциями
Набор фигурок животных леса
с реалистичными изображением
и пропорциями
Лодка, кораблик
Набор игрушек для игры с
песком
Стол для экспериментирования
с песком и водой
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Социально-коммуникативное
развитие
Познавате Речевое Художес Физичес
развитие твенно- кое
льное
эстеразвитие
тическое
развитие
развитие
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
7
Шнуровки различного уровня
сложности
Набор объемных вкладышей по
принципу матрешки
Мозаика с крупногабаритной
основой,
образцами
изображений
и
крупными
фишками
Мозаика
традиционная
со
средними элементами
Пазл
Домино
Логические блоки правильных
геометрических форм (Блоки
Дьенеша)
Альбом с заданиями для
младшего
возраста
к
логическим блокам
Набор:
цветные
счетные
палочки Кюизера
Комплект игр с заданиями к
цветным счетным палочкам
Кюизера
Тематические наборы карточек
с изображениями
Настенный планшет «Погода» с
набором карточек
Комплект настольно-печатных
игр для младшей группы
Комплект книг для младшей
группы
Кукла в одежде крупная
Кукла в одежде
Куклы-карапузы
Комплект одежды для куколкарапузов
Куклы-младенцы с гендерными
признаками
Коляска для кукол
Комплект мебели для игры с
куклой
Кукольная кровать
Комплект кухонной посуды для
игры с куклой
Комплект столовой посуды для
игры с куклой
Набор для уборки с тележкой
Корзина детская
Набор
медицинских
принадлежностей доктора в
чемоданчике
Грузовые, легковые автомобили
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
8
среднего размера
Комплект
транспортных
средств
Лейка пластмассовая детская
Комплект
игровой
мягкой
мебели
Набор перчаточных кукол по
сказкам
Подставка для перчаточных
кукол
Наборы пальчиковых кукол по
сказкам
Подставка для пальчиковых
кукол
Ширма для кукольного театра
настольная
Ширма 3-секционная
Шапочки
маски
для
театрализованных
представлений
Комплект элементов костюма
для уголка ряжения
Сундук с росписью
Музыкальные молоточки
Детские гитары
дудочки
погремушки
Елка искуственная
Набор елочных игрушек
Воздушные шары
Трафареты для рисования
Мольберт
Выставочная стена продуктов
детского творчества
Бумага для рисования
Бумага цветная
кисточки
Наборы цветных карандашей
Пластилин
Доска
для
работы
с
пластилином
Краска гуашь
Бросовый материал
Клей
Картон
Ножницы, стеки
Тряпочки, клееночки
Фартук детский
Комплект мячей массажеров
Мешочки для метания
Скакалка детская
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
+
+
+
+
+
+
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
9
Мячи резиновые (средние)
Обруч пластмассовый малый
Палка гимнастическая
Комплект разноцветных кеглей
Коврик
массажный
со
следочками
Контейнеры
для
хранения
мелких игрушек и материалов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Перечень оборудования, необходимого для реализации ФГОС ДО
1. Мягкие модули.
2. Методическая литература и пособия по раннему возрасту по реализации ФГОС
ДО.
3. Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскости ной, магнитный,
теневой).
4. Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов, альбомы по
декоративно-прикладному искусству, народной игрушке.
5. Аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с записями
музыкальных произведений, дисков с записями познавательных обучающих
занятий).
6. Дидактический стол.
7. Ширмы.
8. Коляски, куклы.
9. Игровой модуль в виде мастерской
10.Игровой модуль в виде кухни,
11. Игровой модуль в виде магазина
12.Большие автомобили, крупные надувные игрушки.
\
10
Паспорт предметно – пространственной среды
дошкольных групп от 4 до 7 лет.
Социально-коммуникативное
развитие
Познавате Речевое Художес Физичес
развитие твенно- кое
льное
эстеразвитие
тическое
развитие
развитие
Наименование оборудования
Колич
ество
Столы детские
Комоды
Стулья детские
Шкафы для пособий
Шнуровки различного уровня
сложности
Набор объемных вкладышей по
принципу матрешки
Доска
с
прорезями
для
перемещения
подвижных
элементов к установленной в
задании цепи Тип 1
Мозаика из пластика с основой
со штырьками
и плоскими
элементами
4-х
цветов
(основные и пастельные) с
отверстиями для составления
изображений по образцам или
произвольно
Мозаика из пластика с основой
со штырьками
и плоскими
элементами
8-ми
цветов
(основные и дополнительные) с
отверстиями для составления
изображений по образцам или
произвольно
Мозаика
традиционная
со
средними
и
мелкими
элементами
Мозаика с шестигранными
фишками
Набор счетного материала Тип1
Набор
для
построения
произвольных геометрических
фигур
Логические блоки правильных
геометрических форм
Альбом заданий для старшего
дошкольного возраста к блокам
правильных
геометрических
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
11
форм Тип1
Альбом заданий для старшего
дошкольного возраста к блокам
правильных
геометрических
форм Тип2
Альбом заданий для старшего
дошкольного возраста к блокам
правильных
геометрических
форм Тип3
Альбом заданий для старшего
дошкольного возраста к блокам
правильных
геометрических
форм Тип4
Комплект настольно печатных
игр для старшей группы
Лодка, кораблик
Набор игрушек для игры с
песком
Стол для экспериментирования
с песком и водой
Тематический конструктор с
соединением элементов по
принципу ЛЕГО Тема8
Строительный
набор
с
соединением элементов по
принципу ЛЕГО
Конструктор
с
набором
элементов по теме «Стройка»
Набор
фигурок
домашних
животных с реалистичными
изображением и пропорциями
Набор фруктов и ягод
Набор овощей Тип1
Телефон
Конструктор
деревянный
цветной с мелкими элементами
Комплект счетного материала
на магнитах
Набор мерных стаканчиков
Набор мерных пробирок
Комплект пробирок большого
размера
Комплект пробирок
Пробирки для экспериментов
Комплект воронок
Комплект пипеток
Рамки
и
вкладыши
тематические
Домино
Пособие
для
наглядного
представления года в виде
замкнутого цикла из 12-ти
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
12
месяцев
Пособие
для
наглядного
представления года в виде
замкнутого цикла из 4-х времен
Тематические наборы карточек
с изображениями
Настенный планшет «Погода» с
набором карточек
Настенный
планшет
«Мы
дежурим» с набором карточек
Комплект книг для старшей
группы
Лейка пластмассовая
Служебные
машинки
различного
назначения
(среднего
и
маленького
размера)
Комплект
транспортных
средств
Грузовые, легковые автомобили
(среднего
и
маленького
размера)
Кукла в одежде
Кукла
младенец
среднего
размера в одежде
Коляска
для
куклы
крупногабаритная, соразмерная
росту ребенка
Комплект приборов домашнего
обихода
Комплект
медицинских
принадлежностей доктора в
чемоданчике
Игровой модуль «Мастерская»
(соразмерная
ребенку)
с
инструментами
Набор инструментов Тип2
Комплект кухонной посуды для
игры с куклой Вид 1
Комплект
костюмов-накидок
для ролевых игр по профессиям
(военный, моряк, повар, врач,
пожарник, художник и др.)
Комплект
игровой
мягкой
мебели
Набор перчаточных кукол по
сказкам
Подставка для перчаточных
кукол
Ширма для кукольного театра
настольная
Наборы пальчиковых кукол по
сказкам
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
1
+
+
+
+
+
+
1
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
+
+
+
+
+
+
+
13
Подставка для пальчиковых
кукол
Ширма
3-секционная
трансформируемая
Бумага разного цвета и формата
Выставочная стена продуктов
детского творчества
Бумага для рисования
Бумага цветная
кисточки
Наборы цветных карандашей
Пластилин
Доска
для
работы
с
пластилином
Краска гуашь
Бросовый материал
Клей
Картон
Ножницы, стеки
Тряпочки, клееночки
Фартук детский
Трафареты для рисования
Комплект
постеров
произведений
живописи
и
графики
Учебно-методический
комплект постеров на тему
«Времена года»
Учебно-методический комплект
постеров для знакомства с
различными жанрами живописи
Комплект дисков для старшей
группы
Елка искусственная
Набор елочных игрушек
Гирлянда из фольги
Воздушные шары
Ксилофон
Металлофон
Набор
музыкальных
инструментов
Браслет на руку или лодыжку с
бубенчиками
Мяч для игры в помещении, со
шнуром
Комплект мячей-массажеров
Балансир в виде доски на
полукруглом основании для
балансировки
Мешочки для метания
Набор мягких модулей Тип4
Кольцеброс
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
14
Скакалка детская
Мячи резиновые (комплект)
Обруч пластмассовый (малый)
Обруч
пластмассовый
(средний)
Палка гимнастическая
Трехуровневый стеллаж со
съемными
ящиками
для
хранения игрового материала и
пособий
Комплект разноцветных кеглей
Коврик
массажный
со
следочками
Контейнеры
для
хранения
мелких игрушек и материалов
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Перечень оборудования, необходимого для реализации ФГОС ДО
1. Мягкие модули.
2. Методическая литература и пособия по раннему возрасту по реализации
ФГОС ДО.
3. Различные виды театров (би-ба-бо, настольный плоскостной, магнитный,
теневой).
4. Альбомы с рисунками или фотографиями музыкальных инструментов,
альбомы по декоративно-прикладному искусству, народной игрушке.
5. Аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр; наборы дискет с
записями музыкальных произведений, дисков с записями познавательных
обучающих занятий).
6. Дидактический стол.
7. Ширмы.
8. Коляски, куклы.
9. Игровые модули в виде мастерской
10. Игровые модули в виде кухни,
11. Игровые модули в виде магазина,
12. Наборы автомобилей разных величин,
13. Массажные диски.
14. Комплект элементов полосы препятствий.
15. Комплекты тематических рабочих карточек.
16. Настольно-печатные игры для социально-коммуникативного развития, для
тренировки памяти, для познавательного развития
17. Методическая литература, демонстративный материал, соответствующий
ФГОС ДО.
15
16