Пояснительная записка Программа разработана и реализуется в соответствии с основной образовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 1 .и программой ДОУ «Региональная программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным краем» , Нормативно - правовое обеспечение: 1. «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; 2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; 3. Федеральная 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.10.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и образования, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Актуальность: Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены, задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые другие изменения в стране и не сломаться. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Поэтому считаем тему нравственно-патриотического воспитания актуальной и необходимой. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился. Работая над созданием проекта, учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста, общие закономерности его развития и особенности становления личности на каждом возрастном этапе. Цель проекта: Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников на основе ознакомления с малой Родиной. Задачи: 1. Формирование: чувств любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края и страны; творческого воображения через поэтические произведения и восприятие картин писателей и художников; умения ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности. 2. Развитие: эмоционально - ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране. Бережного отношения к людям, достопримечательностям, культуре, природе города и края. 3. Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности и сопричастности ко всему, что происходит в городе, крае; уважительного отношения к местному фольклору, «традициям» родного края. Контнгент: дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги группы. Продолжительность: 2 года (старшая / подготовительная группа). Принципы реализации: Программа реализуется с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: • Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью организовано сотрудничество с краеведческим музеем города Хабаровска и библиотекой, подбирается материал о нашем крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края. • Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, музеем села и др. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Хабаровска. • Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми; • Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам; • Принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. • Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе; • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. Методы работы: словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Примерные направления деятельности дошкольников по изучению г. Хабаровска и Хабаровского края и с. Некрасовка * географическое положение, место на карте; * природные богатства; *что дает наш край стране; * историческое прошлое; * улицы родного города, села * города Хабаровского края; * люди разных профессий нашего края, села * культурные и архитектурные памятники; *знаменитые земляки; *таланты земли хабаровской * культурное наследие родного края Формы и особенности организации деятельности: * исследования и проекты; * олимпиады; *подвижные игры *беседы * КТД по сбору материалов для групповых альбомов по различным направлениям краеведческой работы; * посещение сельской библиотеки, краеведческих музеев, выставок, театров. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. - чтение художественной и научно-познавательной литературы; - чтение произведений и стихотворений дальневосточных писателей; - непосредственно образовательная деятельность по познавательно речевому и художественно - эстетическому развитию (ознакомление с окружающим, социальной действительностью, экологическое воспитание, художественно - продуктивное творчество); - встречи с ветеранами, интересными людьми; -экскурсии по городу, селу, целевые прогулки; - организация сюжетно - ролевых и дидактических игр по ознакомлению с родным краем; - очно-заочные путешествия по Хабаровскому краю и Хабаровску. - устные журналы, беседы; - составление творческих рассказов, сочинение стихов о родном городе; Формы и методы работы с детьми: Занятия, беседы; Игровая деятельность; Сюжетно-ролевые игры; Игры – путешествия, викторины; Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь? », «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной». Проведение совместных праздников; Экскурсии, целевые прогулки; Развлечения, основанные на русском фольклоре; Спортивно – театрализованные досуги; Выставки детского рисунка. Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг знаний детей на начало и конец учебного года. Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о городе, в котором они живут, об исторических памятниках. Знают историю возникновения родного города, его достопримечательности; культуру, обычаи и традиции русского народа и коренных народов Хабаровского края, могут назвать имена местных писателей, художников и их произведения. Проявляют интерес к родному городу, краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах. Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. Реализация программы позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры нашего края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу и краю. Перспективный план месяц Тема Занятия Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах Сентябр «Мой город «Государственный гимн ь и моя России». Цель: познакомить страна» с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них. Октябрь «Народы Хабаровског о края» «Искусство народов Хабаровского края». Цель: продолжать знакомить детей с коренными народами Хабаровского края, с их бытом и народными промыслами. Воспитывать уважение к людям, проживающих в нашем крае. Ноябрь «Мы – друзья природы». Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы. Вызвать интерес к природе и «Мир природы» "Экскурсия по Хабаровску" (по иллюстрациям). "Прогулка по Хабаровску" (видеофильм под гимн Хабаровского края). Рисование и размещение архитектурных сооружений на карте «Карта города» (детализированная). Учить рисовать карту города и играть с ней. Д\и «Собери город» (разрезные открытки). Слушанье песен о городе Хабаровских композиторов. Цель: Закрепить знания о родном городе, об улицах города. Чтение произведений дальневосточных писателей о городе Хабаровске. Рисование «На охоте, на рыбалке» (из личного опыта, по представлениям). Ручной труд «Туесок» (береста березы, природный материал). Экскурсия в краеведческий музей. Создание узоров элементами народов Хабаровского края аппликацией, рисованием. Рассматривание изделий (иллюстраций) декоративно прикладного искусства народ ов края. Просмотр презентации «Прикладное искусство и промыслы народов Хабаровского края». Беседы: «Художники иллюстраторы», «Особенности искусства народов края». Чтение нанайских и эвенских сказок. «Тайны птичьего мира Хабаровского края». Развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и к проблеме ее охраны. Понимание детьми роли человека в нарушении и сохранении целостности экосистемы, освоение правил поведения в природе. Продолжать знакомство детей с природоохранительными знаками. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Декабрь Тема: «Животные Уссурийской тайги» Январь «Народные игры и тайнами живой природы; продолжать активизировать познавательные способности детей. «Рыбное царство реки Амур». Дать понятия, что в реке Амур, так же как на земле обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, насекомых; воспитывать бережное отношение к водным обитателям. Просмотр презентаций «Животный мир Хабаровского края», «Кладовые земли Хабаровской». Конкурс рисунков «Природа Хабаровского края». Произведения из книги «Времена года» С.Д. Шлотгауэра Цель: Беседы о тигре, гималайском конкретизировать знания медведе, выдре. детей о животных Обобщающая беседа о Уссурийской тайги; животном мире края. стимулировать проявление Чтение художественной бережного отношения к литературы о животных. животным; Заучивание стихов. воспитывать чувство Рассматривание альбомов, восхищения многообразием иллюстраций к книгам, животного мира родного энциклопедий, Красной края. книги Хабаровского края. Экскурсия в Краеведческий музей. Дидактические игры: «Лес, поле, водоём», «Кто, где живёт?», «Найди дом для животного». Игры-драматизации по прочитанным произведениям. Отражение впечатлений в рисунках, аппликациях, лепке. «Традиции россиян». Цель: Развлечение «В гости коляда познакомить с пришла». Цель: воспитывать забавы» Февраль Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся деятелей культуры наших земляков: Г. Ходжера, Н.Задорнова, П.Комарова, Г. Павлишина, Ю.Таранова. традиционными русскими народными зимними праздниками; учить делиться впечатлениями с окружающими; привить любовь к традиционным праздникам, играм и забавам; развивать понимание назначение праздников. Цель: приобщать детей к культурному наследию Хабаровского края; дифференцировать и конкретизировать знания детей о писателях и художниках – иллюстраторах края; воспитывать любовь к книге. интерес к народным русским праздникам. Игра - забава «Веселись детвора». Народные игры: «Горелки», «Горелки с платочками». Игры народов Хабаровского края. Рассказ воспитателя о детских писателях Хабаровского края. Чтение произведений, рассматривание портретов, беседы о жизни и творчестве знаменитых людей, их вкладе в культуру края. Заучивание стихов П.Комарова из книги «Весёлое новоселье» Чтение сказок Ю.Таранова. Тематический вечер с участием родителей «Писатели – хабаровчане» ТематиЧтение детьми стихов дальневосточных авторов. Рисование иллюстраций по сказке Ю.Тарана «Аня и Летечко» Творческие игры детей по сказкам Ю.Тарана. Март Тема: «Малые народности Приамурья» Задачи: познакомить детей с народностями Приамурья; конкретизировать знания детей о нанайцах, ульчах, орочах, их образе жизни, быте, традициях; прививать чувство уважения к людям разных национальностей. Рассказ воспитателя о народностях Приамурья. Рассматривание иллюстраций «Жизнь народов Приамурья». Чтение народных сказок «Айога», «Кукушка». Экскурсия в Краеведческий музей. Рисование по сказке Апрель Тема «Краски земли Дерсу» Цель: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством народов Приамурья; закрепить знания детей о культуре быте нанайцев, ульчей, орочей; воспитывать интерес к искусству малых народностей. Тема: «Сказки народов Амура» Цель: познакомить детей с устным народным творчеством малых народов; закрепить знания детей о своеобразии культуры народностей Приамурья; воспитывать интерес к устному народному творчеству. Май «Айога». Аппликация «Украшение нанайского халата узорами» Рассказ воспитателя о своеобразии узоров малых народностей. Рисование «Растительный мир» (выполнение узоров при помощи кругов и широких линий) Аппликация «Украшение женского халата». Ручной труд (аппликативное украшение предметов узорами из кусочков меха, ткани разнообразной фактуры). Рассматривание различных узоров. Рисование элементов растительных узоров. Дидактические игры: «Подбери узор», «Найди вторую половинку». Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисовании, аппликации) Чтение сказок Д.Нагишкина. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Рисование по сюжетам сказок. Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисовании, аппликации). Творческие игры по содержанию понравившихся сказок. Работа с Совместные проекты: «Птицы Хабаровского края», «Рыбное царство реки родител Амур», «Красная книга земли Хабаровской», «Природные богатства земли ями Хабаровской», «Коренные народности нашего края». Конкурс «Дед Мороз», «Зимняя сказка» выставка рисунков. Конкурс: Домашние поделки из солёного теста на тему: «Масленица». Фотогазета с рассказами детей «Самый лучший папа мой!». Межгрупповые спорт соревнования «Защитник Отечества». Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?». Сбор краеведческого материала с участием родителей. Помощь в создании минимузея. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала. Развлечение «Путешествие Почемучек».. Стенгазета «Вкусняшки от мамочки». Совместное создание в группе огорода. Папка – передвижка с рассказами детей «Нашим дорогим мамам посвящается!». Консультации: «Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой», «Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет», «Прикоснись к природе», «Как воспитывать детей?», «Особенности общения с детьми в семье», «О дружбе», «Учимся отмечать праздники», «Учим любить природу», «Расскажи ребёнку о Красной книге», «Экологическое воспитание дошкольников», «Бережное отношение к природе», «Приобщение детей к народным традициям», «Пасха, светлая Пасха», «Нужно ли знакомить дошкольников с космосом?», «О роли сказок в воспитании детей», "Этот День Победы...", «Расскажем детям о Великой Отечественной войне». Папка-передвижка «Осень», «День знаний», «День дошкольного работника», «День матери», «Рождество», «Народные игры и забавы», «День защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы».