Программа Лучше нет Родного края!

Пояснительная записка
Программа разработана и реализуется в соответствии с основной
образовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 1 .и программой ДОУ
«Региональная программа по нравственно-патриотическому воспитанию
дошкольников через ознакомление с родным краем» ,
Нормативно - правовое обеспечение:
1. «Закон об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования»;
3. Федеральная
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.10.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
образования, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Актуальность:
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире
актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены, задачи, сформулированные в
различных нормативных и методических источниках, звучат подчас пафосно.
Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального
стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и
любые другие изменения в стране и не сломаться.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека,
когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и
жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем
мире, обществе и культуре. Нравственно – патриотическое воспитание сегодня –
одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый
патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед
обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине,
родной
природе,
толерантное
отношение
к
другим
людям.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него
человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек

привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от
обстоятельств жизни и воспитания. Важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста
почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Поэтому
считаем тему нравственно-патриотического воспитания актуальной и
необходимой.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма:
любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё,
желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования
у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта
жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне
начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Работая над созданием проекта, учитывались возрастные особенности детей
дошкольного возраста, общие закономерности его развития и особенности
становления личности на каждом возрастном этапе.
Цель проекта: Формирование нравственно - патриотических чувств у
дошкольников на основе ознакомления с малой Родиной.
Задачи:
1. Формирование: чувств любви к родному городу и интереса к прошлому и
настоящему родного края и страны; творческого воображения через поэтические
произведения и восприятие картин писателей и художников; умения
ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в
своей деятельности.
2. Развитие: эмоционально - ценностного отношения к семье, дому, улице,
краю,
стране.
Бережного
отношения
к
людям,
достопримечательностям, культуре, природе города и края.
3. Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности и
сопричастности ко всему, что происходит в городе, крае; уважительного
отношения к местному фольклору, «традициям» родного края.
Контнгент: дети старшей и подготовительной группы, родители, педагоги
группы.
Продолжительность: 2 года (старшая / подготовительная группа).
Принципы реализации:
Программа реализуется с учетом принципа интеграции образовательных
областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей:

• Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического
порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям:
прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью организовано
сотрудничество с краеведческим музеем города Хабаровска и библиотекой,
подбирается материал о нашем крае, включающий как сведения об историческом
прошлом, так и современном культурном облике родного края.
• Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй,
библиотекой, музеем села и др. Содержание краеведческого материала
определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с
историко-культурными особенностями города Хабаровска.
• Принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально –
личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе
обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе
с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и
взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• Принцип тематического планирования материала - предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам;
• Принцип наглядности - широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей,
памятников, достопримечательностей и т. д.
• Принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого
материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали
знания постепенно, в определенной системе;
• Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание
выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы
способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником
новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов,
схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют
развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические
знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Примерные направления деятельности дошкольников по изучению г.
Хабаровска и Хабаровского края и с. Некрасовка
* географическое положение, место на карте;
* природные богатства;
*что дает наш край стране;
* историческое прошлое;
* улицы родного города, села
* города Хабаровского края;
* люди разных профессий нашего края, села
* культурные и архитектурные памятники;
*знаменитые земляки;
*таланты земли хабаровской
* культурное наследие родного края
Формы и особенности организации деятельности:
* исследования и проекты;
* олимпиады;
*подвижные игры
*беседы
* КТД по сбору материалов для групповых альбомов по различным
направлениям краеведческой работы;
* посещение сельской библиотеки, краеведческих музеев, выставок, театров.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом
возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром
эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность,
общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному
возрасту.
- чтение художественной и научно-познавательной литературы;
- чтение произведений и стихотворений дальневосточных писателей;
- непосредственно образовательная деятельность по познавательно речевому и художественно - эстетическому развитию (ознакомление с
окружающим, социальной действительностью, экологическое воспитание,
художественно - продуктивное творчество);
- встречи с ветеранами, интересными людьми;
-экскурсии по городу, селу, целевые прогулки;

- организация сюжетно - ролевых и дидактических игр по ознакомлению с
родным краем;
- очно-заочные путешествия по Хабаровскому краю и Хабаровску.
- устные журналы, беседы;
- составление творческих рассказов, сочинение стихов о родном городе;
Формы и методы работы с детьми:
Занятия, беседы;
Игровая деятельность;
Сюжетно-ролевые игры;
Игры – путешествия, викторины;
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь? », «Собери картинку», «Бабушкин сундучок»,
«Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф»,
«Вот моя улица, вот мой дом родной».
Проведение совместных праздников;
Экскурсии, целевые прогулки;
Развлечения, основанные на русском фольклоре;
Спортивно – театрализованные досуги;
Выставки детского рисунка.
Организация контроля над реализацией проекта: мониторинг
знаний детей на начало и конец учебного года.
Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о городе, в котором
они живут, об исторических памятниках. Знают историю возникновения родного
города, его достопримечательности; культуру, обычаи и традиции русского
народа и коренных народов Хабаровского края, могут назвать имена местных
писателей, художников и их произведения. Проявляют интерес к родному
городу, краю, который находит отражение в детских рисунках, рассказах.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме. Участие
семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе. Реализация
программы позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую
компетентность в вопросах истории, культуры нашего края, поможет
сформировать заботливое отношение к родному городу и краю.
Перспективный план
месяц

Тема

Занятия

Совместная
образовательная
деятельность взрослого и
детей в режимных моментах

Сентябр «Мой город «Государственный
гимн
ь
и
моя России». Цель: познакомить
страна»
с государственным гимном
России и правилами его
использования, рассказать о
его
происхождении,
назначении,
содержании;
определить его признаки,
сходные
с
признаками
других
музыкальных
произведений и отличные от
них.

Октябрь «Народы
Хабаровског
о края»

«Искусство
народов
Хабаровского края». Цель:
продолжать знакомить детей
с
коренными
народами
Хабаровского края, с их
бытом
и
народными
промыслами. Воспитывать
уважение
к
людям,
проживающих в нашем крае.

Ноябрь

«Мы – друзья природы».
Цель:
Систематизировать
представления
детей
о
многообразии
природы.
Вызвать интерес к природе и

«Мир
природы»

"Экскурсия по Хабаровску"
(по иллюстрациям). "Прогулка
по Хабаровску" (видеофильм
под гимн Хабаровского края).
Рисование
и
размещение
архитектурных сооружений на
карте
«Карта
города»
(детализированная).
Учить
рисовать карту города и
играть с ней.
Д\и «Собери город»
(разрезные открытки).
Слушанье песен о городе
Хабаровских композиторов.
Цель: Закрепить знания о
родном городе, об улицах
города. Чтение произведений
дальневосточных писателей о
городе Хабаровске.
Рисование «На охоте, на
рыбалке» (из личного опыта,
по представлениям). Ручной
труд
«Туесок»
(береста
березы, природный материал).
Экскурсия в краеведческий
музей.
Создание
узоров
элементами
народов
Хабаровского
края
аппликацией,
рисованием.
Рассматривание
изделий
(иллюстраций) декоративно прикладного искусства народ
ов
края.
Просмотр
презентации
«Прикладное
искусство
и
промыслы
народов
Хабаровского
края». Беседы: «Художники иллюстраторы»,
«Особенности
искусства
народов
края». Чтение
нанайских и эвенских сказок.
«Тайны птичьего мира
Хабаровского края».
Развивать у детей интерес к
жизни птиц; познакомить с
удивительными загадками и

к проблеме ее охраны.
Понимание детьми роли
человека в нарушении и
сохранении
целостности
экосистемы,
освоение
правил поведения в природе.
Продолжать
знакомство
детей
с
природоохранительными
знаками.
Воспитывать
любовь
и
бережное
отношение к природе.

Декабрь Тема:
«Животные 
Уссурийской
тайги»




Январь

«Народные
игры
и

тайнами живой природы;
продолжать активизировать
познавательные способности
детей. «Рыбное царство реки
Амур». Дать понятия, что в
реке Амур, так же как на
земле обитают животные,
растения, рыбы; познакомить
с образом жизни, местом
обитания, повадками рыб,
лягушек, насекомых;
воспитывать бережное
отношение к водным
обитателям. Просмотр
презентаций «Животный мир
Хабаровского края»,
«Кладовые земли
Хабаровской». Конкурс
рисунков «Природа
Хабаровского края».
Произведения из книги
«Времена года»
С.Д. Шлотгауэра
Цель:
Беседы о тигре, гималайском
конкретизировать знания
медведе, выдре.
детей о животных
Обобщающая беседа о
Уссурийской тайги;
животном мире края.
стимулировать проявление Чтение художественной
бережного отношения к
литературы о животных.
животным;
Заучивание стихов.
воспитывать чувство
Рассматривание альбомов,
восхищения многообразием иллюстраций к книгам,
животного мира родного
энциклопедий, Красной
края.
книги Хабаровского края.
Экскурсия в Краеведческий
музей.
Дидактические игры: «Лес,
поле, водоём», «Кто, где
живёт?», «Найди дом для
животного».
Игры-драматизации по
прочитанным произведениям.
Отражение впечатлений в
рисунках, аппликациях, лепке.
«Традиции россиян». Цель: Развлечение «В гости коляда
познакомить
с пришла». Цель: воспитывать

забавы»

Февраль Тема:
«Знакомство
с жизнью и
творчеством
выдающихся
деятелей
культуры
наших
земляков: Г.
Ходжера,
Н.Задорнова,
П.Комарова,
Г.
Павлишина,
Ю.Таранова.


традиционными
русскими
народными
зимними
праздниками; учить делиться
впечатлениями
с
окружающими;
привить
любовь к традиционным
праздникам,
играм
и
забавам;
развивать
понимание
назначение
праздников.
Цель:
приобщать
детей
к
культурному
наследию
Хабаровского края;
дифференцировать
и
конкретизировать
знания
детей о
писателях
и
художниках
–
иллюстраторах края;
воспитывать любовь к
книге.

интерес к народным русским
праздникам. Игра - забава
«Веселись
детвора».
Народные игры: «Горелки»,
«Горелки
с
платочками».
Игры народов Хабаровского
края.

Рассказ воспитателя о
детских писателях
Хабаровского края.
Чтение произведений,
рассматривание портретов,
беседы о жизни и
творчестве знаменитых
людей, их вкладе в культуру
края.
Заучивание стихов
П.Комарова из книги
«Весёлое новоселье»
Чтение сказок Ю.Таранова.
Тематический вечер с
участием родителей
«Писатели – хабаровчане»
ТематиЧтение детьми стихов
дальневосточных авторов.
Рисование иллюстраций по
сказке Ю.Тарана «Аня и
Летечко»
Творческие игры детей по
сказкам Ю.Тарана.

Март

Тема:
«Малые

народности
Приамурья» 


Задачи:
познакомить детей с
народностями Приамурья;
конкретизировать знания
детей о нанайцах, ульчах,
орочах, их образе жизни,
быте, традициях;
прививать чувство уважения
к людям разных
национальностей.

Рассказ воспитателя о
народностях Приамурья.
Рассматривание иллюстраций
«Жизнь народов
Приамурья».
Чтение народных сказок
«Айога», «Кукушка».
Экскурсия в Краеведческий
музей.
Рисование по сказке

Апрель

Тема
«Краски
земли
Дерсу»

 Цель: познакомить детей с
декоративно-прикладным
искусством
народов
Приамурья;
 закрепить знания детей о
культуре
быте нанайцев,
ульчей, орочей;
воспитывать интерес к
искусству малых
народностей.

Тема:
«Сказки
народов
Амура»

Цель:
 познакомить детей
с
устным
народным
творчеством
малых
народов;
 закрепить знания детей о
своеобразии
культуры
народностей Приамурья;
воспитывать интерес к
устному народному
творчеству.



Май



«Айога».
Аппликация «Украшение
нанайского халата узорами»
Рассказ воспитателя о
своеобразии узоров малых
народностей.
Рисование «Растительный
мир» (выполнение узоров при
помощи кругов и широких
линий)
Аппликация «Украшение
женского халата».
Ручной труд (аппликативное
украшение предметов
узорами из кусочков меха,
ткани разнообразной
фактуры).
Рассматривание различных
узоров.
Рисование элементов
растительных узоров.
Дидактические игры:
«Подбери узор»,
«Найди вторую половинку».
Отражение впечатлений в
изобразительной деятельности
(рисовании, аппликации)
Чтение сказок Д.Нагишкина.
Рассматривание иллюстраций
к сказкам.
Рисование по сюжетам
сказок.
Отражение впечатлений в
изобразительной деятельности
(рисовании, аппликации).

Творческие игры по
содержанию понравившихся
сказок.
Работа с Совместные проекты: «Птицы Хабаровского края», «Рыбное царство реки
родител Амур», «Красная книга земли Хабаровской», «Природные богатства земли
ями
Хабаровской», «Коренные народности нашего края». Конкурс «Дед Мороз»,
«Зимняя сказка» выставка рисунков. Конкурс: Домашние поделки из
солёного теста на тему: «Масленица». Фотогазета с рассказами детей

«Самый лучший папа мой!». Межгрупповые спорт соревнования «Защитник
Отечества».
Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?». Сбор
краеведческого материала с участием родителей. Помощь в создании минимузея. Привлечение родителей к оформлению наглядного материала.
Развлечение «Путешествие Почемучек».. Стенгазета «Вкусняшки от
мамочки». Совместное создание в группе огорода. Папка – передвижка с
рассказами детей «Нашим дорогим мамам посвящается!».
Консультации: «Патриотическое воспитание в процессе общения с книгой»,
«Игрушки в жизни ребёнка 6-7 лет», «Прикоснись к природе», «Как
воспитывать детей?», «Особенности общения с детьми в семье», «О
дружбе», «Учимся отмечать праздники», «Учим любить природу»,
«Расскажи ребёнку о Красной книге», «Экологическое воспитание
дошкольников», «Бережное отношение к природе», «Приобщение детей к
народным традициям», «Пасха, светлая Пасха», «Нужно ли знакомить
дошкольников с космосом?», «О роли сказок в воспитании детей», "Этот
День Победы...", «Расскажем детям о Великой Отечественной войне».
Папка-передвижка «Осень», «День знаний», «День дошкольного работника»,
«День матери», «Рождество», «Народные игры и забавы», «День защитника
Отечества», «День космонавтики», «День Победы».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».