ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ 2021-2025 (1) (1)

ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.Пояснительная записка. …………………………………………………………….….…...…3
2.Паспорт программы развития на 2021 – 2025 годы………………………………………….5
3. Информационная справка……………………………………………………….…….……....9
3.1. Характеристика дошкольного образовательного учреждения………………………...…9
3.2. Характеристика контингента воспитанников дошкольного
образовательного учреждения ……………………………………………………………...…11
3.3. Социологическая характеристика семей воспитанников……………………………......11
3.4. Характеристика кадрового состава……………………………………………………......13
3.5. Образовательная деятельность дошкольного учреждения. ………………………..…...14
3.6. Характеристика дополнительных образовательных услуг………………………..…….15
3.7. Организация работы по здоровьесберегающему направлению…………………….…..16
3.8. Анализ структуры управления ДОУ…………………………………………………..….17
3.9. Имущественное и финансовое обеспечение ……………………………………………..17
3.10. Социальные партнёры детского сада………………………………………..…………..19
4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, количественные
и качественные показатели. ……………………………………………………………………20
5. Перечень мероприятий программы обеспечивающих развитие МБДОУ с учетом ресурсного
обеспечения )……………………………………………………………………………………22
6.Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации Программы
развития на 2021 – 2025 годы……………………………………………………………….….27
7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы развития…………………………….30

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад № 1 с.Некрасовка является официальным рабочим документом для
организации текущей и перспективной деятельности учреждения., – это система действий для
достижения желаемого результата развития учреждения, его приоритетного направления
предоставление образовательных услуг в соответствии с ФГОС ДО. Программа направлена на
повышение качества воспитания и обучения в МБДОУ детский сад № 1 в соответствии с
ФГОС ДО, предполагает активное участие всех участников педагогического процесса в ее
реализации – руководителей учреждения, педагогов, детей и их родителей (законных
представителей).
Программа развития определяет цель, задачи, направления и предполагаемые результаты
развития МБДОУ детский сад № 1 в соответствии с ФГОС ДО(«Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования»), утвержденного
приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Целевыми
установками ФГОС ДО, образовательной политики государства на современном этапе стало
осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества
образовательной услуги, рост профессиональной компетентности педагога – как основного
ресурса развития системы образования.
Эффективное решение этих задач возможно только в учреждении, готовом работать в
инновационном режиме, конкурентоспособном на рынке образовательных услуг. Именно
поэтому коллектив дошкольного образовательного учреждения разработал программу
развития МБДОУ детский сад № 1.Новая редакция программы Развития МБДОУ была
принята на общем собрании работников от 20.01.2021г. (протокол № 3).
Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного
состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения
детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в
образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, возможных в процессе
реализации программы.
Качественные характеристики программы.
Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для
будущей (перспективной) системы образовательного и коррекционного процесса детского
сада.
Прогнозируемость - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не
только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению (в программе
представлена не только эталонная модель выпускника детского сада, но и перспективная
модель дошкольного образовательного учреждения на момент завершения реализации
программы развития). Таким образом, просчитываются риски, возникновение которых
возможно при реализации программы; намечается соответствие программы изменяющимся
требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.
Рациональность - программой определены цели и способы их достижения, которые позволят
получить максимально возможные результаты.
Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и
возможным, т.е. между целями программы и средствами их реализации.
Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту
состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные
положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).
3

Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели задачи,
которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития
ДОУ.
Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов
их достижения с законодательством федерального, регионального и муниципального уровней.
Индивидуальность - программа нацелена на решение целей и задач введения ФГОС ДО,
специфических (не глобальных) проблем МБДОУ детский сад № 1 при максимальном учете и
отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей
педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников. Основное предназначение
программы.
Разработка программы развития МБДОУ детский сад № 1предполагает:
 Определение факторов, тормозящих и затрудняющих реализацию образовательной
деятельности ДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для достижения
поставленных целей введения ФГОС ДО, развития МБДОУ д/с № 1 (модуль «Аналитикопрогностическое обоснование программы развития»).
 Построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения,
ориентированного на обеспечение равных стартовых возможностей всем дошкольникам в
образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья, а так же на оказание
качественной коррекционной помощи детям, имеющим нарушения речевого развития (модуль
«Концептуальные основы развития дошкольного учреждения»).
 Определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения
(«Стратегия развития дошкольного учреждения», «План действий по реализации
программы»).
 Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научнометодического, кадрового, коммуникативного, финансового, правового, методического)
обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности ДОУ.
 Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов
образовательной деятельности МБДОУ № 1
Разработчики программы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 1 (Заведующая,заместитель заведующего по АХР, старший
воспитатель, творческая группа педагогов.)
Основные функции Программы: - очерчивает стратегию развития детского сада;
- выделяет приоритетные направления работы;
- ориентирует всю деятельность на конечный результат.
\
Принципы образовательной деятельности ДОУ
в рамках программы Развития на 2021-2025 гг.
 Принцип системности – целостный подход, взаимодействие и взаимосоответствие всех
направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности
ребенка.
 Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и
предполагает использование новейших технологий и методик.
 Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного
опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и
взрослых.
 Принцип – гуманизации – это утверждение непреходящей ценности человека, его
становление и развитие.
 Принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный
материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме.
 Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с
учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
4

 Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную
деятельность под руководством взрослого.
2. Паспорт Программы развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 1 с.Некрасовка Хабаровского
муниципального района Хабаровского края на 2021 – 2025 годы.
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 1с.Некрасовка
Хабаровского муниципального района Хабаровского края на
2021 – 2025 г.
Локальный нормативный документ МБДОУ д\с № 1
Статус программы
переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и
принявшего за основу программно-целевую идеологию
развития.
Научно-методические При разработке Программы использовались:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12г. №
основы разработки
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программы
2. Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
3. Трудовой кодекс РФ.
4. Приказ МОиН РФ от 30.08.13г. № 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным образовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования».
5. Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от № 32 «Об утверждении СанПиНа 2.3/2.4.3590-20 от
27.10.2020г. «Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»».
6. Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 г., утв.
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р;
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013 -2020 гг., утв. Постановлением
Правительства РФ от 15.04.2014 г №295;
8. Концепция Федеральной целевой программы развития
образования на 2016 - 2020 г., утв., распоряжением
Правительства РФ от 29.12.2014 №2765;
9. Указ Президента РФ от 07.05.2012 №597 «О мерах по
реализации государственной политики»; указ Президента РФ от
07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки»;
10. Устав МБДОУ № 1
11. Локальные акты (положения и прочие нормативные
документы, регламентирующие деятельность учреждения).
12. Материалы аналитических отчетов о работе детского сада за
период 2017- 2020 учебные годы
Программа развития МБДОУ детский сад № 1 была принята
Принятие
общим собранием работников от 27.01.2021г. (протокол № 3).
Программы
Цели
и
задачи Стратегическая цель:
Наименование
программы

5

программы

Переход
от
традиций
к
инновационному
качеству
педагогического процесса, соответствующего требованиям
Федерального государственного стандарта дошкольного
образования, направленного на образование, воспитание и
развитие детей нового поколения с учетом запросов родителей и
интересов детей.
Тактическая цель: 1. Повышение качества образовательных,
здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Модернизация системы управления образовательной,
инновационной и финансово-экономической деятельностью
учреждения.
3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных
стартовых возможностей каждому ребёнку дошкольного
возраста с учётом потребностей и возможностей социума.
Задачи: 1. Обновление нормативной базы образовательного
учреждения в соответствии с Федеральным законом «Об
образовании в Российской Федерации» и обеспечение
преемственности основных образовательных программ ДОУ и
начального образования в соответствии с ФГОС ДО.
2.
Создание
условий
для
реализации
федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного
образования.
3.Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей,
обеспечение их психического благополучия, формирование у
дошкольников ответственности за свое здоровье, культуру
здорового и безопасного образа жизни.
4. Формирование предпосылок у детей к обучению в школе и
осуществление преемственности дошкольного и начального
обучения.
5.Оказание квалифицированной коррекционо - образовательной
помощи детям с нарушениями в речевом развитии
6. Повысить конкурентоспособность учреждения путём
предоставления
широкого
спектра
качественных
образовательных
услуг,
увеличение
спектра
услуг
дополнительного образования детей, коррекционных и
информационно-пространственных услуг, внедрение в практику
работы ДОУ новых форм дошкольного образования, в том числе
информационно-коммуникационных.
7. Обеспечить эффективное, результативное функционирование
и постоянный рост профессиональной компетентности
стабильного коллектива учреждения в соответствии с
требованиями ФГОС ДО, создание механизмов мотивации
педагогов к повышению качества работы и непрерывному
профессиональному развитию.
8. Обеспечение разностороннего, полноценного развития
каждого ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей и
возможностей. Обеспечение интеллектуального, личностного и
физического развития ребёнка в разных видах деятельности.
9. Оказание психолого-педагогической поддержки семьи и
повышение компетентности родителей в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
6

10. Привести в соответствие с требованиями ФГОС ДО и
основной общеобразовательной программы дошкольного
образования развивающую предметно-пространственную среду
и материально-техническую базу учреждения.
11. Модернизировать систему управления дошкольным
образовательным учреждением в условиях его деятельности в
режиме развития.
12. Создание условий для полноценного сотрудничества с
социальными партнерами для разностороннего развития
воспитанников.
Использование
возможностей
сетевого
взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.
13.Повышение информационной открытости образовательного
пространства ДОУ
1. Создание организационно-педагогических условий для
Ожидаемые
реализации ФГОС ДО, достижение высокого качества и
результаты
обновления
содержания
воспитательно–образовательного
Программы,
важнейшие целевые процесса в ДОУ, обеспечивающего всестороннее развитие
личности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
показатели
2. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке
Программы
образовательных услуг, обеспечение равных стартовых
возможностей дошкольников.
3. Обеспечение равных возможностей для получения
дошкольного образования.
4. Внедрение в педагогический процесс новых современных
форм и технологий воспитания и обучения в соответствии с
требованиями ФГОС ДО.
5. Построение современной комфортной развивающей
предметно-пространственной среды и обучающего пространства
в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
6. Реализация инновационных технологий: информатизация
процесса образования (использование коллекции Цифровых
образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения и
воспитания дошкольников, повышения профессиональной
компетентности сотрудников ДОУ); участие коллектива
учреждения в разработке и реализации проектов разного уровня.
7.
Оптимизация
функционирования
действующей
экономической модели учреждения за счёт повышения
эффективности использования бюджетных и внебюджетных
средств (рост доли доходов от оказания платных
дополнительных образовательных услуг, спонсорских и
благотворительных поступлений в общем объёме финансовых
поступлений). Улучшение материально-технической базы.
8. Сохранение и укрепление положительной динамики
состояния
здоровья
воспитанников,
создание
здоровьесберегающей среды: благодаря проектированию и
реализации профилактической работы, коррекции нарушений в
физическом развитии, приобщение детей к здоровому образу
жизни и овладение ими разнообразными видами двигательной
активности.
9. Стабильность медико-педагогического состава ДОУ,
обеспечение 100% укомплектованности штатов. Достижение
такого уровня профессиональной компетентности персонала
7

учреждения,
который
позволит
осуществлять
квалифицированное медико-педагогическое сопровождение
каждого субъекта образовательного процесса.
10. Повышение компетентности педагогов и реализация
современных требований к образовательному процессу,
повышение компетентности педагогов в установлении
партнерских отношений;
11. Стабильно функционирующая система межведомственного
взаимодействия с целью повышения качества образования,
обеспечение внедрения инноваций из разных областей науки и
практики в образовательный процесс детского сада, через
участие
специалистов
учреждения
образования,
здравоохранения, культуры и спорта в реализации всех блоков
ООП ДО.
12. Совершенствование форм взаимодействия с семьями
воспитанников, направленной на усиление родительской
активности и ответственности родителей за воспитание детей,
выявление лучшего опыта семейного воспитания, повышение
компетентности родителей (законных представителей) в
установлении партнерских отношений;
13. Расширение участия общественности в управлении
дошкольным учреждением за счёт организации и стабильного
функционирования в детском саду органов общественного
самоуправления.
14. Внедрение платных образовательных услуг.
15. Обеспечение участия ДОУ в проектах различного уровня.
Этапы
реализации Программа рассчитана на 5 лет.
I этап – 2021-2022 гг. Организационно-подготовительный этап
Программы
(создание условий для реализации программы): - диагностика
имеющихся ресурсов, поиск условий для реализации и начало
выполнения Программы. Работа по подготовке кадровых,
нормативно-правовых, материально-технических, финансовых
ресурсов и обеспечение методического сопровождения
реализации преобразований (внесение изменений в Устав,
разработка локальных актов, обновление материальнотехнической
базы).
Мониторинг
удовлетворенности
образовательных потребностей воспитанников и их законных
представителей. Анализ, корректировка цели, конкретизация
задач и содержания работы на этапе.
II этап – 2023-2024 гг. (реализации) Развивающий этап (работа
по
преобразованию
существующей
системы,
переход
учреждения в проектный режим работы): - апробация новшеств
и преобразований - внедрение их в текущую работу детского
сада.
Реализация
разработанных
мероприятий
и
организационных
механизмов
внедрения
отработанных
инновационных проектов в деятельности детского сада,
мониторинг программы и ее корректировка.
III этап – 2024- 2025 г. Аналитико-информационный этап
(анализ эффективности реализации программы, аналитическая
оценка
качественных
и
количественных
изменений,
произошедших в учреждении, транслирование передового опыта
работы): - подведение итогов и соотнесение результатов
8

деятельности с целями и задачами по основным блокам
реализации Программы. Подготовка проектов и программы
дальнейшего инновационного развития детского сада
Система контроля за Комплексная система мониторинга качества образовательного
процесса, эффективности реализации всех структурных блоков
реализацией
программы.
программы
Внешний мониторинг: Управление образования администрации
Хабаровского муниципального района.
Внутренний контроль администрации учреждения Результаты
контроля ежегодно обсуждаются на итоговом педагогическом
совете, предоставляются общественности через публикации на
сайте ДОУ.
Выполнение программы обеспечивается за счёт бюджетных
Финансовое
средств.
обеспечение
Программы
Управление
качеством
дошкольного
образования
по
Приоритетные
совершенствованию основных направлений: физического;
направления
социально-коммуникативного, познавательного, речевого, и
Программы
художественно-эстетического развития детей.
Программное обеспечение, методики, технологии.
Информатизация образования.
Современные модели образовательного процесса.
Безопасность образовательного процесса.
Опытно–экспериментальная деятельность.
Здоровьесберегающие технологии.
Кадровая политика.
Взаимодействие с родителями, повышение их компетенции в
воспитании и развитии своих детей.
Организации–партнеры
Срок
действия С 1 января 2021 г. по 31 декабря 2025 г
Программы
Внешний мониторинг – в течение года. Внутренний мониторинг
Порядок
мониторинга хода и осуществляется ежегодно в мае. Форма – аналитический отчетсправка о результатах реализации программы развития.
результатов
реализации
Программы
Ежегодно (анализ реализации Программы развития, в
Сроки
самообследовании). Периодическое информирование родителей
предоставления
(законных представителей) воспитанников о ходе реализации
отчетности
программы.
Внесение изменений и Предложения о внесении изменений и дополнений в Программу
дополнений
в могут быть внесены педагогическим и попечительским советом
ДОУ. В случае изменения наименования, статуса ДОУ,
Программу
реквизитов документов, регламентирующих деятельность ДОУ,
новые данные подлежат включению в Приложение к
Программе.
3. Информационная справка
3.1. Характеристика дошкольного образовательного учреждения
Полное наименование учреждения (по Уставу): Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 1 села Некрасовка Хабаровского
муниципального района Хабаровского края сокращенное: МБДОУ № 1
9

Учреждению установлен следующий государственный статус:
Тип - бюджетное дошкольное образовательное учреждение,
Организационно-правовая форма – муниципальное бюджетное учреждение.
Юридический адрес: 680507, Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, село
Некрасовка, ул.Бойко-Павлова, д. 9; тел.:8-924-215-95-49
Фактический адрес: 680507, Хабаровский край, Хабаровский муниципальный район, село
Некрасовка, ул.Бойко-Павлова, д. 9; тел.:8-924-215-95-49
Электронная почта:dou-nekrasovka1@mail.ru
Сайт ДОУ : nekrasovka1.tvoysadik.ru
Учредитель: функции и полномочия учредителя МБДОУ № 1 от имени Хабаровского
муниципального района Хабаровского края осуществляет Управление образования
администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Место нахождения Учредителя: 680007, Российская Федерация, г.Хабаровск, ул.
Волочаевская, д.6, оф.410
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
с.Некрасовка функционирует на основе Устава, зарегистрированного 14.12.2018 года и
лицензии № 2763 серия 27Л01 № 0001861 от 26.02. 2019 года.
Заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 1 с.Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края –
Палушина Наталья Юрьевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
находится в здании, построенном по типовому проекту, и расположено внутри жилого
района поселения. Здание функционирует с 1978 года. Участок озеленен, оснащен навесами,
имеет спортивную площадку, огород.
Лицензией предусмотрена реализация основной общеобразовательной программы
дошкольного образования. Приказом № 291 от 06.11.2020г. Управления образования
администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, открыта группа
компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями в речевом развитии
(далее – логопедическая группа) . Основными помещениями ДОУ являются: помещения для
12 групп, медицинский блок (кабинет медицинской сестры, процедурная), пищеблок,
прачечная, музыкальный зал, методический кабинет, логопедический кабинет, кабинет
педагога-психолога, кабинет музыкальных руководителей,живой уголок.
Режим работы дошкольного учреждения – 10,5 часов с 7.30 до 18.00 часов, рабочая неделя –
5 дней. Здание рассчитано по проекту на 272 места, на 12 групп.
Фактический списочный состав
на 01.09.2017
257
на 01.09. 2018
268
на 01.09.2019
265
на 01.09.2020
252
Количество возрастных групп 12, из них: - 9 групп детского сада, 1 группа – логопедическая,
2 группы ранннего возраста.
Количество сотрудников по штатному расписанию – 63,
Количество педагогов - 25.
10

Работа дошкольного учреждения проводится по основной образовательной программе ДОУ,
разработанной с учетом примерной основной образовательной программы «Детство» под
ред. Т.И. Бабаевой и А.Г. Гогоберидзе.
Для логопедической группы: Адаптированная образовательная программа ДОУ,
разработанная с учетом «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим
недоразвитием речи 6 года жизни» Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой и «Программа
коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи» И.В.
Нищевой. Образовательная организованная нагрузка режима дня воспитанников
соответствует санитарно-гигиеническим требованиям СанПиНа 2.3/2.4.3590-20 от
27.10.2020г.
3.2. Характеристика контингента воспитанников дошкольного образовательного
учреждения
В настоящее время детский сад посещает 252 детей в возрасте от 2 до 7 лет.
Наименование
группы

Количество групп

Возраст детей

Количество детей

1 мл. группа

2

1,5-3

43

2 мл.группа

2

3-4

45

Средняя группа

2

4-5

47

Старшая группа

3

5-6

65

Подготовительная
группа
Старшая
логопедическая
группа

2

6-7

43

1

5-7

9

2017-2018 год

2018 -2019

2019 - 2020

257

268

265

3

4

5

Характеристика
контингента
воспитанников
Всего
воспитанников
Льготники

Средняя наполняемость групп 22-24 ребёнка.
Наполняемость групп соответствует нормативам лицензии, требованиям СанПиН.
Количество детей в группах определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) –
для групп раннего возраста не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных
группах общеразвивающей направленности не менее 2,0 метров квадратных на одного
ребенка, в группах компенсирующей направленности не менее 2,5 метров квадратных на
одного ребенка.
Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом, а количество групп
от санитарных норм и условий образовательного процесса.
Вывод: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №
1 функционирует в соответствии с нормативными документами в сфере образования
Российской Федерации. Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают
дети из полных семей.
11

3.3. Социологическая характеристика семей воспитанников
Социальный статус и образовательный уровень родителей воспитанников определяет
возрастающий социальный заказ на качественные образовательные услуги. Большое
внимание в ДОУ уделяется изучению контингента родителей.
Анализ социального и образовательного статуса членов семей воспитанников ДОУ дал
следующие результаты. В целом для основного контингента родителей характерны: высокие
требования к образованию, большое желание дать ребенку хорошее образование. Большое
внимание в ДОУ уделяется изучению образовательных потребностей родителей. Исходя из
имеющихся данных, можно уверенно заявить, что перечень образовательных услуг
предлагаемых нашим ДОУ соответствует запросам родителей.
Результаты анкетирования родителей по проблеме удовлетворенности деятельностью ДОУ
свидетельствуют о следующем:
- 90 % родителей получают информацию о целях и задачах ДОУ в области обучения и
воспитания ребенка, о режиме работы ДОУ, питании;
- 86 % родителей удовлетворены работой ДОУ по адаптации детей.
- 95 % родителей признают авторитет воспитателя, прислушиваются к его мнению и
реализуют его советы в воспитании ребенка (5 % родителей не знают как ответить на этот
вопрос)
- 100 % родителей имеют возможность участвовать в занятиях, экскурсиях и других
мероприятиях ДОУ, но лишь 83 % родителей пользуются этим, 4% - нет,
13 % - от случая
к случаю.
Таким образом, полученные результаты показали, что контингент родителей неоднороден,
имеет различные цели и ценности. На основе полученных результатов выявили, что не
хватает уровня активности родителей, их инициативности и самостоятельности. В связи с
этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах
своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании необходимых для этого условий
По социальному составу преобладает полная семья – 84,7 %, не полная –15,4 %, опекуны – 3
семьи.
Высшее образование имеют – 55,5 % родителей,
средне-специальное – 44, 5 %.
По занятости в народном хозяйстве в бюджетной сфере – 49,9 %,
в коммерческой сфере - 50,1 %.
По количественному составу детей в семье: 1 ребенок – 63,2 %
2 ребенка – 25 %
3 ребенка – 8,1 %
4 ребёнка – 2 %
Таким образом, можно говорить о тенденциях в развитии современной семьи:
• повысился образовательный уровень семей;
• увеличивается количество детей в семьях;
С целью создания единого образовательного пространства развития ребенка в семье и ДОУ
разработана система работы с родителями, которая включает в себя:
1. Адаптационный период: знакомство с ДОУ (договор, экскурсия, знакомство с
программой).
2. Выявление потребностей, интересов и возможностей семьи. Разработка плана
мероприятий и подбор дифференцированных форм работы.
12

3. Реализация общих мероприятий: совместные праздники, родительские собрания,
обустройство участков и помещений детского сада.
4. Дифференцированная работа с семьями с учетом проблемного поля семьи: посещение
ребенка на дому, буклеты с оперативной информацией, консультации, беседы, оформление
сайта ДОУ, странички в «Однокласниках».
3.4 Характеристика кадрового состава
Коллектив стабильный, сплочен на решении задач и приоритетов дошкольного
образования. Многие педагоги отмечены наградами в рамках образовательного учреждения
и района. («Отличник народного просвещения РФ», Грамотой Министерства Российской
Федерации, Грамотой Министерства образования и науки Хабаровского края, Грамотой
Управления образования Хабаровского муниципального района )
Анализ уровня
творческого потенциала педагогического коллектива показывает тенденцию роста
активности и их самостоятельности, стремления к новациям и исследованиям. За многие
годы работы педагогический коллектив детского сада сформировался как активная
творческая команда, доброжелательная к детям и устремленная к совместной деятельности с
детьми и их родителями. Трудовой коллектив периодически обновляется, приходят молодые
специалисты, которые постоянно работают над повышением своей профессиональной
квалификации.
Общие сведения о кадрах
Общее
количество
работников

Из них
Административно Педагогический Вспомогательный Обслуживающий
состав
персонал
- управленческий состав
состав
2
25
13
23
Образовательный уровень педагогического состава

63

Общее
колическтво
педагогических
работников
25

Из них
Высшее

Незаконченное
высшее

Среднее
специальное

Без образования

10

1

14

-

Квалификационные характеристики педагогического состава
Общее
Из них
колическтво
Высшая
Первая
Соответствие
педагогических квалификационная квалификационная
занимаемой
работников
категория
категория
должности
25
1
6
17

Без категории

1

13

ДОУ укомплектовано педагогическими кадрами имеющими высокий образовательный ценз.
Курсовую подготовку в течение 3 лет прошли 97% педагогов (педагогический коллектив
ДОУ пополнился молодыми педагогами, которым предстоит пройти курсовую подготовку в
течении года). Повышение квалификации педагогических и руководящих кадров – одно из
важнейших направлений совершенствования в трудовой деятельности. Педагоги
и
руководители ДОУ постоянно повышают свой профессиональный уровень. По всем
показателям наблюдается положительная динамика участия педагогов в мероприятиях
разного уровня.
3.5 Образовательная деятельность дошкольного учреждения
Ведущим компонентом предназначения дошкольного образовательного учреждения
является обеспечение условий для охраны жизни и укрепления физического и психического
здоровья воспитанников; развития физических, интеллектуальных и личностных качеств,
формирования предпосылок учебной деятельности.
Реализация данного компонента обеспечивается благодаря использованию в
образовательном процессе основной общеобразовательной программы МБДОУ № 1, в
созданной на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
«Детство» под. редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе и парциальных программ:
«Основа безопасности жизнедеятельности детей» (Р.Б Стёркина, Н.Н. Авдеева, О.Л.
Князева.), программы социально-эмоционального развития «Я – ТЫ - МЫ» (О.Л. Князева.) и
др.
Данные программы комплексно представляют все содержательные линии воспитания
и развития детей. Особенности организации воспитательного процесса и содержания
образования в ДОУ определили приоритетные направления деятельности. Учреждение
реализует как единые для всех учреждений базовые направления, так и сугубо
специфические, учитывающие потребности воспитанников, родителей, социума в
направлении социально- адаптивной деятельности обеспечивающей создание единого
образовательного пространства с учреждениями социума. В современных концепциях и
нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших
направлений личностного развития дошкольника в целом. Образовательная деятельность
педагогического коллектива дошкольного учреждения, надо отметить, не носит предметного
характера. Обучение детей ведется в форме комплексных, интегрированных занятий, в
процессе нерегламентированной деятельности в игровой форме на основе
заинтересованности детей, учета их эмоциональности, индивидуальных особенностей,
используя принцип развивающего обучения.
Одним из приоритетных направлений деятельности дошкольного образовательного
учреждения является осуществление квалифицированной коррекции общего недоразвития
речи дошкольников. Этому способствует использование в образовательном процессе
«Адаптированной образовательной программы ДОУ для детей с ТНР», разработанной с
учетом «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием
речи 6 года жизни» Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой и «Программа коррекционного обучения
и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи» И.В.Нищевой. Учебный план утвержден
руководителем учреждения, педагогическим коллективом ДОУ, построен с учетом
требований Сан ПиН.
Положительная динамика в развитии воспитанников ДОУ обеспечивается за счёт
использования
педагогами
эффективных
образовательных
технологий,
учёта
индивидуальных и возрастных особенностей детей. Большинство детей выпускных групп
полностью усвоили образовательную программу. Мы уверены в том, что дети без
адаптационного стресса, легко войдут в школьную жизнь и продолжат образование в базовой
школе.
Результаты педагогической диагностики развития воспитанников подготовительной
группы
14

Математическое
развитие

Речевое
развитие

Начало
года
В–
35,7%
С–
53,6%
Н–
10,7%

Начало
года
В–
10,7%
С–
57,2%
Н–
32,1%

Конец
года
В–
74,1%
С–
22,2%
Н–
3,7%

Физическое
развитие
Конец
года
В–
48,2%
С–
48,1%
Н–
3,7%

Начало
года
В–
42,6%
С–
37,7%
Н–
19,7%

Конец
года
В–
52,6%
С–
34,7%
Н–
12,7

Социальнонравственное
развитие
Начало Конец
года
года
В–
В–
39%
45%
С–
С–
60%
55%
Н –1 % Н – 0

Художественнотворческая
деятельность
Начало Конец
года
года
В–
В–
21,7 % 41,5%
СС–
65,3%
48,5%
Н–
Н–
13%
10%

Результаты психологической диагностики готовности детей к школе
В 2020 году было проведено психологическое обследование детей подготовительной
группы. Обследование детей проводилось по методике Л.А. Ясюковой «Готовность к
школе». Диагностическое исследование прошли 43 ребенка
Из них:
• прогноз успешного обучения - 5,3% детей;
• прогноз хорошей обучаемости в общеобразовательной школе - 78,9% детей;
• средней уровень готовности к обучению в общеобразовательной школе – 15,8% детей.
Воспитанники ДОУ имеют положительную динамику результатов освоения основной
образовательной программы соответствующие среднему и высокому уровням. Дети,
испытывающие трудности в усвоении образовательной программы по всем образовательным
областям имеют недостатки в психическом развитии, в их число входят и дети с ТНР.
Однако результаты мониторинга индивидуальной динамики развития детей свидетельствуют
о том, что все дети (100%) имеют стойкую положительную динамику в развитии
относительно самого себя.
3.6 Характеристика дополнительных образовательных и иных услуг.
В рамках развивающей непосредственно образовательной деятельности реализуются новые
методологические подходы к содержанию и процессу обучения дошкольников, которые
способствуют сохранению самоценности дошкольного детства. Процесс организован в
соответствии с учебными планами, разрабатываемыми и утверждаемыми на каждый
учебный год. Основная цель учебного плана - комплексное решение задач по охране жизни
и укреплению здоровья детей, их всестороннему воспитанию, развитию на основе
организации разнообразных видов детской деятельности.
Вариативность образовательных услуг в ДОУ заключается в оказании дополнительных
образовательных услуг реализующихся через кружковую деятельность (индивидуальная и
подгрупповая),
которая проводится в свободное от занятий время.
Учреждение
предоставляет дополнительные образовательные услуги в целях расширения спектра
образовательных услуг, развития интеллектуальных и творческих способностей детей,
наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей воспитанников,
обеспечению их готовности к самостоятельной жизни в обществе. Дополнительные
15

образовательные услуги включают в себя реализацию образовательных программ за
пределами основной образовательной программы.
В дошкольном учреждении проводятся бесплатные дополнительные занятия кружковой
работы по следующим направлениям:
- «Юные друзья природы» - Стародубова А.В. воспитатель, Юный эколог: Программа
экологического воспитания дошкольников Николаева С.Н. , старшая группа
- «Хочу всё знать» -Конева А.Ю воспитатель, . эколог: Программа экологического
воспитания дошкольников Николаева С.Н. ;«Ознакомление с предметным и социальным
окружением» средняя группа авт. О.В. Дыбина
- «Волшебное оригами» - Марцева Л.Л. воспитатель, Методическое пособие для воспитателей
ДОУ Оригами для старших дошкольников. Соколова С.В.

-«Волшебные фигуры» обучение игре в шахматы - Нетребенко Д.А. физ.инструктор,
Программа «Шахматы, первый угадйкгод» И.Г.Сухина,
-«Весёлый язычок» - Коробова Т.Д.,учитель-логопед, Методические разработки В. А. Кныш,
М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук , Т. А. Ткаченко
Организация дополнительных образовательных услуг позволяет более эффективно решать
задачи адаптации ребёнка к жизни в обществе, использовать максимум возможностей для
развития индивидуальных способностей и возможностей дошкольников.
3.7 Организация работы по здоровьесберегающему направлению.
В ДОУ выстроена система здоровье сбережения детей и достигнута низкая
заболеваемость.
Оздоровительная работа воспитанников детского сада представляет собой комплекс
физкультурных и медико-профилактических мероприятий, организацию двигательной
активности детей:
-дыхательную гимнастику (с 4-х лет),
-гимнастику на свежем воздухе (старшая и подготовительная группы),
-акаливание (с 2-х лет),
-физкультурные занятия,
Мероприятия, реализуемые совместно педагогами и медиками, дают исключительный
эффект: уменьшается количество простудных и инфекционных заболеваний, у детей
исправляется осанка, формируется ценностное отношение к своему здоровью.
Коррекционно-развивающее и профилактическое направление охватывает детей
логопедической группы. Их количество в 2020 учебном году – 9 человек. Анализ
эффективности
здоровьесберегающей
деятельности
показал:
в
дошкольном
образовательном учреждении недостаточно материала теоретического и практического
содержания для организации деятельности по данному направлению развития
воспитанников. Необходимо разработать и внедрить в практику систему мероприятий,
направленных на поддержание и укрепление здоровья воспитанников каждой возрастной
группы; по формированию культуры здоровья у семей воспитанников; разработать комплекс
занятий для работы с часто болеющими и ослабленными воспитанниками, с использованием

16

гимнастических, дыхательных упражнений, занятия по методу круговой тренировки.
Материально-техническое оснащение требует обновления и дополнения.
3.8 Анализ структуры управления ДОУ
Деятельность ДОУ выстроена в соответствии с Уставом, Образовательной программой
ДОУ, Программой развития ДОУ. Управляющая система состоит из двух блоков:
I блок общественное управление:
Общее собрание работников и Профсоюзный
комитет– принимает новые редакции Устава Учреждения, заключает коллективные
договора, утверждает Правила внутреннего трудового распорядка, вносят предложения в
части материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса,
мероприятий по охране и укреплению здоровья детей и работников Учреждения.
Педагогический совет
- утверждает планы работы Учреждения, направления
образовательной деятельности ДОУ, принимает образовательные программы, принимает
решение об участии учреждения в инновационной
деятельности, организует
распространение педагогического опыта. родительский комитет - обеспечивает постоянную
и систематическую связь детского сада с родителями (законными представителями).
Попечительский совет принимает решение о содействии руководству ДОУ в
совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и
здоровья, гармоничного развития личности ребенка; в защите законных прав и интересов
детей; в организации и проведении массовых воспитательных мероприятий, в оказании
спонсорской помощи детскому саду.
II блок - административное управление, имеющее многоуровневую структуру:
I уровень – заведующий детским садом. Заведующий самостоятельно решает вопросы
деятельности учреждения, не отнесённые к компетенции других органов управления
(Учредителя). Управленческая деятельность заведующей обеспечивает материальные,
организационные, правовые, социально-психологические
условия
для реализации
функции управления жизнедеятельностью и образовательным процессом в ДОУ, утверждает
стратегические документы (Образовательную программу, Программу развития и другие).
Объект управления заведующего - весь коллектив дошкольной образовательной
организации.
II уровень –заместитель заведующей по АХР, старший воспитатель. Курируют вопросы
методического и материально-технического обеспечения учебно-воспитательного и
оздоровительного процессов, инновационную деятельность. Объект управления – часть
коллектива согласно функциональным обязанностям.
III уровень - воспитатели, специалисты. Организуют учебно-воспитательный и
коррекционно-развивающий процессы, создают условия для успешного и качественного
образования, воспитания и развития воспитанников, взаимодействуют с родителями
воспитанников. Объект управления третьего уровня – дети и их родители. Таким образом, в
нашей дошкольной образовательной организации создана мобильная, целостная система
управления. Благодаря данной структуре управления Учреждением, работа в учреждении
представляет собой единый слаженный механизм.
3.9. Имущественное и финансовое обеспечение.
За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной
деятельности в соответствии с уставом закреплены объекты (здания, оборудование, а также
другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного
17

назначения).
Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и
распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в
соответствии с его назначением, Уставом и законодательством Российской Федерации.
Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за
сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.
Дошкольное учреждение обеспечено необходимым оборудованием для полноценного
функционирования. Материально-техническая база соответствует предъявляемым к ней
требованиям. Бытовые условия в групповых помещениях и специализированных кабинетах
соответствуют нормам СанПиН 2.3/2.4.3590-20 .
Предметно - развивающая среда организована в соответствии с основными направлениями
развития детей согласно ФГОС ДО и Порядком организации и осуществления
образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного
образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013г №1014.
Педагогический блок: - 12 групповых помещений: групповая комната, спальня, туалетная
комната, раздевалка;
- кабинеты и зал: методический кабинет, музыкальный зал, кабинет учителя-логопеда,
кабинет педагога-психолога, медицинский блок, кабинет музыкальных руководителей.
- кабинет заведующего МБДОУ № 1;
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации
развивающей
предметно-пространственной
среды
и
требованиями
основной
образовательной программы, оборудованы уголки для организации разнообразной детской
деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем). В МБДОУ № 1
созданы условия для:
 охраны и укрепления здоровья детей:
 физического развития детей - спортивное оборудование в группах для
самостоятельной деятельности, игровое оборудование на участках;
 развития экологической культуры – уголки природы, цветники, огород;
 коррекционной работы с детьми – кабинеты учителя- логопеда и педагога -психолога,
логопедические уголки в группах;
 музыкальной деятельности - музыкальный зал, музыкальные уголки в группах;
 игровой деятельности – зоны игровой деятельности в группах;
 театрализованной деятельности детей - центры театрализованной деятельности в
группах.
 развития представлений о человеке в истории и культуре – книжные уголки,
уголки безопасности, социализации, познания.
Планирование образовательного процесса, условия для его осуществления курирует
методическая служба детского сада. Методический кабинет является центром практической
и инновационной деятельности. В кабинете функционирует методическая библиотека,
имеются компьютерные диски для самообразования педагогов, специалистов и родителей
воспитанников. Ежемесячно в методическом кабинете организуется тематическая выставка
в соответствии с методическим заказом педагогического коллектива детского сада.
Одно из важнейших направлений развития системы образования в ДОУ является
информатизация образовательного процесса. В ДОУ используется 6 компьютеров. В
кабинете отведено место для самообразования педагогов и специалистов, в свободном
доступе для них находится компьютер с программным обеспечением Word, Power Point,
Excel, принтер, сканер, ксерокс. Материально-техническая база МБДОУ в 2018 года
постепенно начала пополняться современным оборудованием, дидактическими пособиями,
игрушками, новой методической литературой.
18

Хозяйственный блок: пищеблок, прачечная, 2 кладовые, подсобные помещения. Кухняпищеблок расположен на первом этаже (заготовочная и варочная). Кухня обеспечена
необходимыми наборами оборудования (холодильные шкаф, бытовой холодильник – 2
штуки, электроплиты – 2 штуки, электрическая мясорубка, овощерезка, картофелечистка,
электрический кипятильник., пищеварочные котлы.
Прачечная также технически оборудована: стиральными машинами-автоматами,
сушильным шкафом, утюгами и т.д. Территория ДОУ имеет металлическое ограждение по
всему периметру, имеет наружное освещение и видеонаблюдение. Территория детского сада
озеленена: имеются различные виды деревьев, кустарников, клумбы, цветники, газоны. Для
каждой возрастной группы имеются игровые площадки с теневыми верандами, малыми
архитектурными формами, песочницами для совместной и самостоятельной деятельности
детей, имеется спортивная площадка. Все оборудование соответствует санитарным нормам
и правилам безопасности, поэтому позволяет осуществлять игровую и образовательную
деятельность с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
Дошкольное образовательное учреждение финансируется за счет средств муниципального
бюджета, ДОУ оборудовано для своего полноценного функционирования. Ежегодно в
здании проводится косметический ремонт (покраска коридоров, помещений групп,
раздевалок.), ремонт туалетных комнат групп. В 2018 - 2019 году был проведен ремонт
лестничных маршей. В 2020 году была произведена полная замена системы автоматической
пожарной сигнализации и тревожного оповещения. Музыкальный зал оборудован
специальной электроаппаратурой (магнитофон, проектор, музыкальный центр, телевизор).
Компьютеры в кабинете заведующего и методическом кабинете подключены к сети
Интернет.
ДОУ оборудован для функционирования, но материально-техническая база постоянно
требует ремонта и обновления. В кабинетах узких специалистов не достаточно компьютеров
для работы, в ряде групповых комнатах требуется замена мебели.
Несмотря на то, что многие задачи решаются, оснащения предметно-развивающей среды
ДОУ остается одной из главных. В группах необходимо продолжать обновлять строительные
модули и игровые уголки, пополнять дидактические и развивающие игры.
3.10 Социальные партнёры детского сада.
* ДОУ с ХК ИРО. Работа осуществляется в различных формах: консультирование, участие в
семинарах, в конкурсах, прохождение курсов повышения квалификации. Вследствие этих
отношений ДОУ расширяет образовательно-информационное пространство учреждения.
* Студенты педагогического колледжа проходят практику на базе ДОУ. Это дает
возможность детскому саду взаимодействовать с микросоциумом.
* Сотрудничает с центром развития творчества детей, краеведческим музеем, музыкальной
школой, школой искусств. Это дает возможность приобщения детей к миру искусства и
культуры, развитию творческих способностей и лучшей социализации детей.
* С МКОУ СОШ № 2 работа строится на основе плана работы взаимодействия ДОУ и
школы в вопросах преемственности.
* С сельским домом культуры
19

•

Сотрудничая с сельской библиотекой, ДОУ расширяет образовательное пространство
через экскурсии, тематические встречи и беседы.
•
Методический кабинет, взаимодействуя с районным отделом образования,
образовательными
учреждениями, координирует всю методическую и
экспериментальную работу, которая строится на основе диагностики образовательных
потребностей педагогов и социального заказа.
* КГБУЗ « Хабаровская РБ» осуществляется выход специалистов для профилактических
медицинских осмотров воспитанников МБДОУ № 1
4. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Основные ожидаемые результаты

Индикаторы для оценки достижения
ожидаемых результатов
Сохранение и укрепление положительной
- снижение уровня заболеваемости на 15%,
динамики состояния здоровья
- повышение посещаемости в ДОУ на 10%;
воспитанников, создание
- повышение активности родителей по
здоровьесберегающей среды
вовлечению их в здоровьесберегающую
деятельность
Повышение качества дошкольного
-Создание качественных организационнообразования
педагогических условий для реализации
ФГОС ДО; для проведения образовательного
процесса (психолого- педагогических,
кадровых требований к развивающей
предметно- пространственной среде)
Возрастные достижения ребенка
позитивная динамика развития личностных
качеств, целевых ориентиров, стабильность
показателей физического развития,
установленная в ходе педагогической
диагностики
Повышение профессиональной
-увеличение числа педагогов, аттестованных
компетентности педагогических работников на категории;
-увеличение числа педагогов, активно
включающихся в проектную деятельность; увеличение количества педагогов,
принимающих участие в методических
мероприятиях разного уровня (семинарах,
конференциях, мастер- классах, открытой
деятельности с детьми и др.);
-освоение педагогами современных
технологий, ИКТ,
системно- деятельностного подхода: на
оптимальном уровне – 80%; на достаточном
уровне – 70%; на допустимом уровне – 60%;
- увеличение числа педагогов, принимающих
участие в профессиональных конкурсах
Высокая активность педагогов в
- увеличение доли педагогов, активно
использовании проектной деятельности с
использующих проектные технологии и
детьми
технологии деятельностного типа в работе с
детьми; - ежегодное проведение конкурсов в
МБДОУ, направленных на выявление и
20

поддержку одаренных и перспективных
детей; - увеличение числа педагогов,
транслирующих в профессиональных
изданиях статьи и публикации о
результативности внедрения проектных
технологий и технологий деятельностного
типа; - обобщение актуального
педагогического опыта
Трансляция результатов инновационной
- проведение на базе детского сада
деятельности педагогического коллектива
методических мероприятий для педагогов
МБДОУ в муниципальной и региональной
других образовательных учреждений; системах образования
подготовка для публикаций методических
материалов, позволяющих транслировать
перед педагогической общественностью опыт
работы о внедрении и результативности
использования инновационных технологий в
образовательный процесс. -обеспечение
участия ДОУ в проектах различного уровня.
Повышение компетентности родителей
-увеличение активности родителей,
(законных представителей) в установлении участвующих в жизнедеятельности детского
партнерских отношений;
сада;
Оказание платных образовательных услуг
- организация и налаживание
дополнительных платных образовательных
услуг для воспитанников ДОУ.
Работа с педагогами.
Задача: Развивать профессиональную компетентность и ориентацию педагогов в
современных гуманистических тенденциях образования, в разнообразных программах
воспитания и обучения. Формировать культуру профессиональной рефлексии.
Совершенствование всех сторон деятельности ДОУ
возможно лишь при условии
профессионального роста всех специалистов. Развитие ДОУ, ориентация на осуществление
инновационной деятельности требует изменений в организации повышения квалификации,
на современном этапе педагог должен обладать компетентностью, креативностью,
готовностью к использованию и созданию инноваций. Говоря об условиях, необходимых для
полноценной реализации личности педагога, нельзя упускать работу воспитателей по
повышению своего профессионального уровня. Такая деятельность осуществляется ими как
вне учебно-воспитательного процесса (курсы повышения квалификации, изучение
литературы), так и в ходе профдеятельности: на семинарах, педсоветах, консультациях,
методобъединениях, в ходе взаимопосещений и т.д. Значительная роль при этом отводится
самообразованию
как
индивидуально-личностному
процессу
целенаправленного
совершенствования, объективно-необходимому процессу развития творческого потенциала
личности.
Модель выпускника дошкольного учреждения
В ФГОС ДО дана возрастная характеристика ребенка на этапе завершения образования. Она
является ориентиром для всех образовательных учреждений, т.е. в каждом образовательном
учреждении должны быть созданы условия для того, чтобы ребенок смог приобрести
определенный набор компетенций:
• положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру;
21

• творческое самовыражение в разных видах деятельности (в рисовании, пении, танцах,
театрализованных постановках, в ролевой и режиссерской игре);
• любознательность;
• освоение собственного тела и телесных движений;
• произвольную регуляцию поведения;
• чувство ответственности;
• коммуникативность.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
Дошкольное обучение – начальная ступень образования нашего общества, его необходимо
организовать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию,
организационным
формам,
технологиям,
характеру
управления
конкретными
образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею
развития сущностных сил каждого человека и общества в целом. Признание приоритета
семейного воспитания требует на современном этапе иных взаимоотношений семьи и
детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Создавая
программу развития мы выделили следующие направления деятельности по работе с
родителями:
-изучение потребности родителей в образовательных услугах (для определения перспектив
развития учреждения, содержания работы и форм организации);
-просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры;
-работа педагогов и родителей в условиях социального партнёрства.
Эти компоненты в своём развитии должны быть тесно связаны между собой, что в конечном
итоге приводит к построению намеченной структуры.
5. Перечень мероприятий программы обеспечивающих развитие МБДОУ № 1 с учётом
ресурсного обеспечения.
(финансово-экономические, кадровые, информационные, научно-методические)
№ Мероприятия по реализации
Срок
Ответственный
Результат
п/п
исполнения
за выполнение
выполнения
мероприятия
мероприятий
Программы
Программы
1.
Обновление нормативной базы ДОУ в соответствии с Федеральным законом « Об
образовании в Российской Федерации»
1.1 Разработка Программы
Январь
Заведующий ДОУ Утверждение
развития ДОУ после изучения 2021
Н.Ю.Палушина
программы ДОУ на
общим собранием работников
Ст.воспитатель
2021-2025 гг.
ДОУ, внесения изменений и
Ю.В.Карбушева
согласования с общим
собранием работников ДОУ
1.2 Разработка локальных актов
2021-2025
Заведующий ДОУ Утверждение
Ст.воспитатель
локальных актов ДОУ
2
Обновление состава и компетенций педагогических работников , создание механизмов
мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному
профессиональному развитию
2.1 Повышение квалификации
2021-2025
Заведующий ДОУ 1.Соответствие
педагогов
Ст.воспитатель
качества образования в
ДОУ требованиям
2.2 Совершенствование
2021-2025
Заведующий
ФГОС ДО;
методической работы ДОУ
Ст.воспитатель
22

2.3

Обеспечение работы системы
наставничества

2021-2025

2.4

Самообразование по ИКТ
каждого члена
педагогического коллектива

2021-2025

2.5

Обобщение и распространение 2021-2025
Заведующий ДОУ Создание
накопленного опыта в форме
Ст.воспитатель
информационной
публикаций, выступлений на
среды для педагогв
различного уровня семинарах,
конференциях и
педагогических мероприятиях
Создание условий для реализации федеральных государственных образовательных
стандартов дошкольного образования
Реализация рабочих программ 2021-2025
Заведующий ДОУ Обеспечение
педагогами
Ст.воспитатель
программнометодического
комплекта
Реализация основной
2021-2025
Заведующий ДОУ Образовательная
образовательной программы
Ст.воспитатель
программа ДОУ
ДОУ
Реализация адаптированной
2021-2025
Заведующий ДОУ Коррекционная
программы для детей с ТНР
Ст.воспитатель
адаптированная
программа для детей с
ТНР
Обеспечение курсовой
2021-2025
Заведующий ДОУ Создание условий для
подготовки по ФГОС всех
Ст.воспитатель
реализации ФГОС ДО
педагогических работников
Пополнение фонда
2021-2025
Заведующий ДОУ Доступность ресурсов
методической литературы
Ст.воспитатель
для всех участников
учебной, художественной,
образовательного
справочной и научнопроцесса
популярной литературой
Обеспечение высокого качества медико-психолого-педагогического сопровождения
воспитанников
Обеспечение режима
Ежедневно
Педагогический
Положительная
пребывания воспитанников в
коллектив ДОУ
динамика в
ДОУ
соматическом,
психофизическом,
Обеспечение режима
Ежедневно
Педагоги
здоровье, развитии
физкультурнодетей
оздоровительных процедур
Обеспечение воспитанников Ежедневно
Работники
качественным
пищеблока,
сбалансированным 4 разовым
Педагоги,

3
3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

4
4.1

4.2

4.3

Заведующий ДОУ
Ст.воспитатель
педагогинаставники

2.Обеспечение
высокого уровня
усвоения
образовательной
программы ДОУ
Заведующий ДОУ Увеличение доли
Ст.воспитатель
педагогов
использующих
информационные
технологии в
образовательном
процессе

23

питанием.
4.4

Организация и проведение
мероприятий с детьми
здоровьесберегающей
направленности.

2021-2025

4.5

Организация дополнительных
услуг по сохранению и
укреплению здоровья
воспитанников.
Организация индивидуального
консультирования педагогов
по вопросам сохранения и
укрепления здоровья
воспитанников.

2021-2025

4.6

4.7

4.8

5
5.1

5.2

5.3

5.4

6.

По
необходимо
сти

Помощники
воспитателя
Инструктор по
физической
культуре,
Педагоги
Инструктор по
физической
культуре,
Педагоги
Инструктор по
физ.культуре,
заместитель
заведующей по
УВР, педагогпсихолог

Освоение детьми задач
образовательных
областей «Физическое
развитие»,
«Познавательное
развитие
Увеличение доли
детей, охваченных
доп.образованием.

Увеличение доли
педагогов и
специалистов с
высоким уровнем
медико-психологопедагогической
компетентности
Работа с родителями по
Ежегодно по Заведующий ДОУ Увеличение доли
направлению сохранения и
годовым
Ст. воспитатель,
родителей, с высоким
укрепления здоровья
планам
педагогический
уровнем медиковоспитанников.
коллектив
психологопедагогической
компетенции
Информирование
В течение
Заведующий ДОУ Мониторинг детской
общественности о ходе
года
Старший
деятельности,
физкультурно
воспитатель,
самоанализ,
оздоровительной деятельности
педагогический
информация на сайте
коллектив,
ДОУ
ответственный за
сайт ДОУ
Развитие материально-технической базы образовательного учреждения
Приобретение
2021-2025
Заведующий
Создание условий ддля
мультимедийного
ДОУ,заместитель реализации ФГОС ДО
оборудования
оп АХР
Ст.воспитатель
Продолжение оснащения
2021-2025
Заведующий
Укрепление
новой мебелью, в т.ч. игровым
ДОУ,заместитель материальнооборудованием,
оп АХР
технической базы ДОУ
методическими пособиями,
Ст.воспитатель
песочными столами.
Оснащение рабочего места
2021-2025
Заведующий
Увеличение количества
педагогов интерактивными
ДОУ,заместитель компьютерного
средствами обучения
оп АХР
оборудования
Ст.воспитатель
Приобретение оргтехники
2021-2025
Заведующий
Укрепление
(компьютеры, принтеры,
ДОУ,заместитель материальносканеры)
оп АХР
технической базы
Ст.воспитатель
Благоустройство внешней и внутренней среды
24

6.1

6.2

6.3

7
7.1

7.2

7.3

7.4

Создание детской площадки
для раннего
профориентирования

Заведующий
Укрепление
ДОУ,заместитель материальнооп АХР
технической базы
Ст.воспитатель
Создание зон отдыха на
2021-2025
Заведующий
Укрепление
территории сада и цветников
ДОУ,заместитель материальнооп АХР
технической базы
Ст.воспитатель
Осуществление ремонта
2021-2025
Заведующий
Укрепление
различных помещений ДОУ
ДОУ,заместитель материальнооп АХР
технической базы
Ст.воспитатель,
сотрудники ДОУ
Обеспечение коррекционно-образовательной деятельности воспитанников, имеющих
речевые нарушения
Обследование и выявление
Ежегодно
Заведующий
Комплектование
детей с речевыми
ДОУ,
логопедической
нарушениями
Ст.воспитатель,
группы
Учитель-логопед,
Педагог-психолог
Изучение уровня речевого
В течение
Ст.воспитатель,
Определение уровня
развития
всего
Учитель-логопед
речевого развития
периода
пребывания
ребенка в
логопедичес
кой группе
согласно
годовому
плану
Создание условий для
Ежегодно
Заведующий
Оптимальные условия
организации коррекционноДОУ,
для организации
образовательного процесса
Ст.воспитатель,
коррекционноУчитель-логопед, образовательного
процесса
Проведение коррекционноВ течение
Ст.воспитатель,
Обеспечение
развивающей работы с детьми, всего
учитель-логопед,
своевременной
зачисленными в
периода
педагоги,
специализированной
логопедическую группы
пребывания специалисты
помощи в освоении
ребенка в
содержания обучения и
логопедичес
коррекции речевых
кой группе
недостатков у детей;
достижение каждым
ребенком уровня
речевого развития,
соответствующего
возрастным нормам,
сформированность у
детей
коммуникативных,
личностных,
познавательных
2021-2025

25

7.5

Применение инновационных
технологий в процессе
коррекции нарушений
речевого развития.
Приобретение технологии
БОС.

7.6

Организация дополнительных
услуг для детей с
нарушениями речи не
посещающих логопедическую
группу

7.7

Просвещение родителей по
вопросам воспитания,
обучения и коррекции
речевых нарушений у детей

7.8

8
8.1

8.2

8.3

Ст.воспитатель,
учителя-логопеды

Ежегодно
воспитанник
ов,
охваченных
коррекционн
ообразовате
льным
процессом
Ежегодно
согласно
годовому
плану

Заведующий ДОУ,
ст.воспитатель,
учитель -логопед,
педагоги доп.
образования

навыков; успешная
адаптация
воспитанников к
учебной деятельности
в школе.
Повышение
эффективности
процесса коррекции
нарушений речевого
развития у детей
дошкольного возраста.
Увеличение доли
воспитанников,
охваченных
коррекционнообразовательным
процессом

Учитель-логопед

Консультативнометодическая
поддержка родителей
воспитанников в
организации и
обучении ребенка
Разработка индивидуальных
Ежегодно
Учитель-логопед
Построение
программ
коррекционной
деятельности по
программе
Повышение компетентности родителей (законных представителей) и педагогов в
установлении партнёрских отношений
Анализ влияния интеграции
2021-2025
Заведующий ДОУ, Анализ ситуации в
семьи в ДОУ на
ст.воспитатель
детском саду по
социализацию детей.
использованию
Организация и проведение
партнерских форм для
опроса родителей с целью
успешной
выявления их потребностей в
социализации детей
услугах ДОУ и возможных
совместных формах работы
Создание семейной
2021-2025
Заведующий ДОУ, Определение разных
дифференциации и работа с
ст.воспитатель,
типов семей и
семьями, находящихся в
педагог-психолог, разработка
социально- опасном
педагоги ДОУ
партнерских форм
положении и в трудной
взаимодействия с ним
жизненной ситуации
Проведение мероприятий в
2021-2025
Заведующий ДОУ, Отчеты о работе
соответствии с выбранными
ст.воспитатель
внедряемых
партнерскими формами с
партнерских форм
использованием ИКТ
Наличие информации
по заданной теме в
сети Интернет
26

8.4

9.
9.1

9.2

9.3

Организация консультативной
деятельности для родителей
(законных представителей) в
Консультативном пункте ДОУ

Ежегодно по
запросу
родитлелей

Заведующий ДОУ, Консультативност.воспитатель
методическая
поддержка родителей в
воспитании, в
организации и
обучении ребенка
Совершенствование системы дополнительного образования детей
Развитие дополнительного
2021-2025
Заведующий ДОУ, Рост качества работы
образования по следующим
ст.воспитатель,
педагогов
направлениям: социальнопедагоги доп.
дополнительного
коммуникативное развитие,
образования
образования,
художественноэстетическое
обеспечение высоких
развитие; познавательное
результатов участия в
развитие, речевое развитие,
конкурсных
физическое развитие.
мероприятиях
различного уровня
Мониторинг занятости
2021-2025
Ст.воспитатель,
воспитанников в системе
педагоги доп.
дополнительного
образования
образования.
Мониторинг
2021-2025
Заведующий ДОУ, Увеличение объема
востребованности кружков
ст.воспитатель,
образовательных услуг
ДОУ
педагоги доп.
образования

10 Развитие инновационной инфраструктуры ДОУ
10.1 Подготовка к участию
2021-2025
Заведующий ДОУ, Обеспечение участия
педагогов в конкурсах
ст.воспитатель
ДОУ в конкурсах
педагогического мастерства
различного уровня
«Воспитатель года» и др.
10.2 Подготовка к участию в
2021-2025
Заведующий ДОУ, Обеспечение высоких
краевых конкурсах ОУ,
ст.воспитатель
результатов участия
внедряющих инновационные
ДОУ в проектах
технологии
11
Повышение информационной открытости образовательного пространства ДОУ
11.1 Организация и расширение
2021-2025
Заведующий ДОУ, Создание
локальной сети ДОУ
ст.воспитатель
информационной
среды для кадров
11.2 Усовершенствование
2021-2025
Заведующий ДОУ, Развитие и обновление
структуры и содержания сайта
ст.воспитатель,
сайта ДОУ
ДОУ
ответственный за
сайт ДОУ
6.Система целевых индикаторов и показателей, характеризующих ход реализации
Программы развития на 2021-2025 годы
Важнейшие
Единицы
Текущее
Целевое значение
целевые
измерения
значение
2021г. 2022г. 2023г. 2024г. 2025г.
индикаторы и
(%,баллы,
(2020)
показатели
количество)
1. Обеспечение высокого качества медико-психолого-педагогического сопровождения
воспитанников (Создание оздоровительного микроклимата, соответствующей среды,
27

способствующей укреплению здоровья, снижению уровня заболеваемости, повышению
заинтересованности в ежедневном посещении дошкольного учреждения.)
Снижение уровня
д/д
5,8
5,7
5,6
5,5
5,4
5,3
заболеваемости
среди воспитанников
Повышение
%
62
65
68
70
75
80
мотивации
родителей к
ежедневному
посещению детьми
детского сада
Рост числа
%
35
40
45
50
55
60
публикаций
педагогов в
профессиональных
изданиях по
проблеме
здоровьсбережения
Увеличение числа
%
10
12
15
17
20
25
педагогов
участвующих в
научнопрактических
семинарах,
конференциях по
проблеме
здоровьесбережения
Доля педагогов,
%
7
10
13
16
19
20
результативно
принимающих
участие в конкурсах
по проблеме
здоровьесбережения
2 .Организация развивающего обучения, предполагающего обязательную включенность
ребенка как субъекта деятельности в образовательный процесс
Доля педагогов,
%
30
35
40
45
50
55
использующих
проектную
деятельность
Доля воспитанников, %
45
50
55
60
65
70
вовлечённых в
проектную
деятельность
Положительная
%
27
30
35
40
45
50
динамика
достижений
воспитанников
Доля педагогов,
%
30
35
40
45
50
55
использующих в
работе с детьми
технологию
28

деятельностного
типа
Увеличение числа
%
40
45
50
55
60
65
совместных с
родителями
мероприятий
(проведение
выставок, проектов,
праздников, акций и
др.)
Доля вовлечения
%
35
40
45
50
55
60
родителей в
образовательный
процесс
Количество платных шт.
0
2
3
4
5
6
дополнительных
образовательных
услуг ,
предоставляемых
ДОУ
3 Модернизация предметно-пространственной среды, обеспечивающей активность
дошкольников во всех видах детской деятельности, а также эмоциональное благополучие и
возможность самовыражения
Насыщенность
%
45
50
55
60
65
70
предметнопространственной
среды в
соответствии с
ФГОС
Оснащённость
%
35
40
45
50
55
60
пространственной
среды территории
МБДОУ
Доля родителей
%
64
68
70
75
80
85
удовлетворённых
качеством
предоставляемых
услуг
Привлечение
%
134573,87
2 % от фонда
бюджетных средств
на учебные расходы
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов, способствующей
формированию их готовности к самоуправлению и развитию.
Число педагогов,
%
20
25
30
35
40
45
включенных в
разработку основной
образовательной
программы
дошкольного
образования в
контексте ФГОС ДО
29

Доля педагогов,
прошедших курсы
повышения
квалификации по
введению ФГОС ДО
Доля педагогов ,
принимающих
участие в работе
Консультационного
пункта для родителе
Доля педагогов
результативно
участвующих в
профессиональных
конкурсах разного
уровня
Доля педагогов
участвующих в
научнопрактических
конференциях,
семинарах,
педагогических
чтениях, вебинарах
разного уровня
Доля педагогов
зарегистрированных
в сетевых
профессиональных
сообществах

%

95

100

100

100

100

100

%

0

10

15

20

25

30

%

5

10

15

20

25

30

%

5

10

15

20

25

30

%

65

70

75

80

85

90

7. Обоснование ресурсного обеспечения Программы развития
Нормативно-правовое обеспечение:
* Внесение дополнений и изменений в должностные обязанности педагогических работников
в условиях реализации ФГОС ДО. Разработка локальных актов, документов, регулирующих
правовые отношения участников образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
*Заключение договоров о совместной деятельности с учреждениями дополнительного
образования, здравоохранения.
Кадровое обеспечение:
* комплектование детского сада высококвалифицированными педагогами: поиск и включение
в коллектив молодых, творчески работающих педагогов;
* повышение квалификации педагогов в реализации ФГОС ДО;
* взаимодействие с инновационными образовательными учреждениями, методическими
службами муниципального и регионального уровней по вопросам повышения компетентности
педагогов;
* разработка форм материального и морального поощрения для стимулирования
результативной деятельности педагогов. Организационно-методическое обеспечение:
* постановка перед педагогическим коллективом новых задач развития дошкольного
образовательного учреждения и обеспечение проектной, инновационной деятельности
субъектов образовательного процесса;
30

* разработка системы внутреннего контроля на основе анализа эффективности
использования ресурсов, мониторинга результативности реализации программы.
* использование актуального педагогического опыта, накопленного в городе, области и
стране, с региональным компонентом, инновационных технологий;
* обновление содержания методической работы (научно-теоретическая, научнопрактическая,
аналитическая, диагностико-прогностическая деятельность);
* включение широкого круга компетентных педагогов в инновационную деятельность
(проектные группы);
* формирование банка данных методических материалов по выявлению и сопровождению
успешных и перспективных детей;
* разработка индивидуальных образовательных маршрутов, программ дополнительного
образования по запросам родителей (законных представителей) воспитанников;
* банк данных инновационного педагогического опыта по проблеме использования в
образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, инклюзивного образования; *
проведение научно-практических семинаров и конференций.
Мотивационное обеспечение:
* выполнение социального заказа.
* повышение престижа дошкольной образовательной организации.
Материально-техническое обеспечение:
*приобретение: - новой ростовой мебели, - игрового и спортивного инвентаря; - игрового
и спортивного оборудования на территории МБДОУ;
Информационное обеспечение:
* совершенствование сайта МБДОУ;
* совершенствование информационно-технического оснащения кабинетов специалистов.
Финансово-экономическое обеспечение:
* расширение внебюджетных источников финансирования;
* ежегодное планирование расходов дошкольного образовательного учреждения.












Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать
себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувствам собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в
себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по
разным вопросам.
Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в
совместной деятельности.
Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,
этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и
психических особенностей.
Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто
в этом нуждается.
Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.
31























Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; о подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.
Проявляет ответственность за начатое дело.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения в различных видах деятельности.
Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной
мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и
профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную
деятельность и т.д.)
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения,
имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших
исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и
противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо;
проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ
жизни как ценность.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
32

ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575914

Владелец

Палушина Наталья Юрьевна

Действителен

С 27.04.2021 по 27.04.2022

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575890

Владелец

Палушина Наталья Юрьевна

Действителен

С 18.04.2022 по 18.04.2023

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».