12.04.2021
Иногда нам кажется, что у нас очень хороший ребенок. Мы
удивляемся, почему им часто недовольны педагоги, почему никто с ним не дружит.
И делаем спасительный вывод: педагоги несправедливы, а дети — глупые,
невоспитанные. И совершаем роковую ошибку. Чтобы избежать этого, а также чтобы
правильно строить семейную педагогику, надо знать возрастные психологические
особенности своих детей. Тогда вы сможете сравнивать возможности и достижения
вашего ребенка с требованиями возраста, готовить детей к ним, учитывать
особенности и затруднения каждого возрастного периода, его сензитивность
(наиболее благоприятные и оптимальные периоды) для развития каких-то сторон,
качеств и свойств личности.
Зачастую можно услышать от
родителей такую фразу: «Я знаю, что нужно моему ребенку!». Такие родители
строят жизнь ребенка по своему образцу, а потом удивляются, что эта жизнь не
удалась.
Беда в том, что такой стереотип
отношений между поколениями сложился у нас в стране давно и крепко укрепился в
сознании. Родители полностью считают себя властителями будущей жизни ребенка.
Очень часто они программируют систему взглядов, профессию своих детей, тем
самым подавляя в них личность и возможность более полно реализовать свои
способности! Как только ребенок заявляет о себе как о личности, возникает
проблема. А чему? Потому что многие родители не способны сказать себе: Это мой
ребенок, но у него свои ценности, мой долг помогать их реализовать. Родители
видят свою задачу вдругом: я сделаю его жизнь такой, чтобы он был счастливым!
Родители исходят из того, что
ребенок, даже взрослый, не имеет главного — жизненного опыта, а у родителей он
есть, и они могут помочь сыну или дочке избежать ошибок. Возникает такое
суждение, когда у родителей нет уверенности, что ребенок правильно выберет свой
путь. Как правило, при таком отношении родители реализуют свои идеи и свои
планы в детях и делают это неосознанно.
Психологи, изучая мотивы и цели,
которые ставили в своей системе воспитания родители, выяснили, что преобладал
следующий мотив: «Пусть мой ребенок реализует то, что мне не удалось
осуществить!». А когда же у сына или дочки жизнь не получается, родители ищут
виноватых в образовательном учреждении, на улице, среди друзей, но не думают,
что виноваты сами.
Чтобы воспитать человека
НУЖНО!
1. Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых
обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
2. Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему
ведет себя так, а не иначе.
3. Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в
себя и будет работать.
4. Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить
прежде всего себя.
5. Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей
жизнью: видеть в нем личность, а не объект воспитания.
6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего
ребенка.
7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный
пример.
НЕЛЬЗЯ!
1. Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и
способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
2. Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители
выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с
процентами.
3. Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и
выкормили: он вас об этом не просил.
4. Использовать ребенка как средство для достижения пусть
самых благородных, но своих целей.
5. Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши
интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
6. Относиться к ребенку как к неполноценному человеку,
которого родители могут по своему усмотрению лепить.
7. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов бабушек и дедушек.
Как отвечать на детские вопросы?
1. Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
2. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.
3. давайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.
4. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.
5. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты думаешь как?»
6. В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.
7. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
8. Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.05.2021
Дата обновления: 07.05.2021
Дата публикации: 12.04.2021