Понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в ДОО

Тема: Понимание ребенка. Политика, цели
и системные решения в ДОО
Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность.
Б. Шоу
В условиях новых социальных преобразований в России образование
становится важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и
культурного развития страны. «Развивающемуся обществу, – подчёркивается в
«Концепции модернизации Российского образования», – нужны современные
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся
мобильностью…
способные
к
сотрудничеству…обладающие
чувством
ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».
Не осталось в стороне и дошкольное образование. Система дошкольного
образования перешла на новый этап: свидетельством тому является введение
принципиально нового документа – Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования.
В основу ФГОС ДО заложен системно-деятельностный подход, который
базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту
воспитанников, их индивидуальным особенностям, предусматривает разнообразие
индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого
ребенка (включая одаренных детей и детей с ОВЗ) обеспечивает рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного
сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Что включает в себя понятие системно-деятельностный подход?
Деятельность- система действий человека, направленная на достижение
определенной цели ( на результат).
Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью
ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной
сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную,
коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как
личность (Л.Г. Петерсон)
Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного
процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника,
где акцент делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных
возможностей.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей
познавательного мотива (желание узнать, открыть, научиться, освоить)
Системно-деятельностный
подход
к
воспитательно-образовательному
процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными
участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и
применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получил не в
готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся
для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах
обучения.

Какова цель системо-деятельностного подхода?
Цель
системно-деятельностного
подхода к
организации
воспитательнообразовательного процесса – воспитание личности ребенка как субъекта
жизнедеятельности, т.е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он
предусматривает развитие умения:
- ставить цель (например, узнать, почему на лесной полянке исчезли цветы);
- решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезли: сделать
запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и
высадить их на лесной полянке);
- отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них
рассказать друзьям, родителям и т.д.
При реализации данного подхода необходимо учитывать ряд принципов.
Принципы реализации системно-деятельностного подхода
1. Принцип субъектности воспитания заключается в том, что каждый ребенок –
участник образовательных отношений – способен планировать действия,
выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и
поступки.
2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в
формировании личности ребенка.
Если в раннем детстве – это манипуляции с предметами ( катиться- не катиться,
звенит – не звенит и т.д.), то в дошкольном возрасте – игра. В процессе игры
дошкольники становятся спасателями, строителями, путешественниками и решают
возникающие проблемы (например, из чего построить прочный дом для поросят,
если в лесу нет кирпичей; как переправиться на другой берег, если нет лодки и
т.д.).
3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней
совместной деятельности детей и взрослых.
Ребенок узнает новое, еще неизведанное вместе с педагогом (например, выясняет в
ходе эксперимента, почему радуга имеет семь цветов, почему мыльные пузыри
только круглой формы и т.п.).
обязательной
результативности
каждого
вида
4. Принцип
деятельности предполагает, что ребенок должен видеть результаты своей
деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни
(например: бумажный домик не выдержал испытаний водой, ветром, значит он
непрочный; лесные цветы исчезают и занесены в красную книгу, значит, я не буду
их рвать и скажу друзьям, чтобы не рвали).
5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности.
Согласно данному принципу у ребенка должен быть мотив к выполнению того или
иного действия, он должен знать, для чего он это делает. Например он отправляется
в путешествие, украшает салфетку, лепит утят, строит забор не потому, что так
скал воспитатель, а потому, что надо выручать Фею сказок, вернуть утят маме-утке,
построить заборчик, чтобы волк не смог пробраться к зайчатам.
6. Принцип рефлективности любой деятельности. При проведении итогов
рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ
детьми этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем мы
занимались?», «Кто приходил в гости?» и т.д.). Они должны быть проблемного
характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?»,

«Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание для вас было самым
трудным? Почему», «Что нам надо сделать в следующий раз?», «Что вы сегодня
расскажите родителям о сегодняшней игре?» и т.д. Так ребенок учится
анализировать – что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.
7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов
деятельности – это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то
помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность) и социальнокоммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и
микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания
товарищей и т.д.).
8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами
деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовать и руководить
деятельностью детей («Давайте вместе придумаем транспорт, на котором можно
отправиться к Снежной Королеве»)находиться рядом, а не «над детьми».
9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе заключается в
целенаправленном активном восприятии им изучаемых явлений, их осмыслении,
переработке и применении. Для того чтобы активизировать детей, педагог задает
им вопросы («А как ты думаешь, Саша, на чем нам лучше отправиться к Снежной
Королеве?», «Маша, что ты можешь предложить, чтобы волк не забрался в дом к
зайчатам?» и т.д.), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка («Марина
замечательно выполнила трудное задание»).
Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного
подхода
Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет
определенную структуру. Рассмотрим каждый из этапов.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает
создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог
использует те приемы, которые соответствуют ситуации и особенностям данной
возрастной группы. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается
аудиозапись птичьих голосов, звуков леса. В группу вноситься что-то новое
(Красная книга.энциклопедия, игра, игрушка).
этапом образовательной деятельности на основе системо2. Важным
деятельностного
подхода
является создание
проблемной
ситуации,
постановка
цели,
мотивирование
к
деятельности.Чтобы
тема
образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он дает детям
возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создает
проблемную ситуацию (затруднение), которая активизирует воспитанников и
вызывает у них интерес к теме. Например «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята,
а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы
растут в лесу? Назовите их. А вы рвете цветы, дарите их маме? А вот Лунтик
мне сказал, что он хотел нарвать цветы и подарить бабе Капе на праздник, но на
полянке растет только трава. Куда же исчезли все цветы? Мы можем помочь
Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы?»
3. Следующий этап-проектирование решение проблемной ситуации. Педагог с
помощью подводящего диалога помогает воспитанникам самостоятельно выйти
из проблемной ситуации, найти пути её решения. Например: «Где мы можем
узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня.

Хотите, я познакомлю вас с Красной книгой, куда занесены эти цветы?». На
этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на
выбор, опираться на их личный опыт.
4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на
основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.
Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал,
разные формы организации детей. Например, педагог организует обсуждение
детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезли
цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?».
Воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые
подходят для решения проблемы в их микрогруппе, рассказывают, что они
обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детёнышей
животных домой», «Не разоряйте птичьи гнезда».
Также данный этап предусматривает:
 Нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка
(например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А
этого делать нельзя»);
 Возможность применения «нового» знания повседневной жизни (например:
«чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А
знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как
надо относится к природе»);
 Самопроверку и коррекцию деятельности (например:«Ребята, как вы думаете,
мы справились с проблемой Лунтика?»).
5.Этап проведения итогов и анализа деятельности включает:
 Фиксацию движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы сделали это?
Зачем»);
 Выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно
ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего пригодится это вам в жизни?»);
 Эмоциональную оценку деятельности(« У вас было желание помогать Лунтику?
Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную
книгу?»);
 Рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в
команде?У вас все получилось?»);
 Рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось?
Что именно? Как вы думаете, почему?»).
Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного
процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и
ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать
всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые
развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игрыпутешествия,
игры-эксперименты,
творческие
игры,
познавательноисследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская
деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая
деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системнодеятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты
дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, педагог дополнительного образования.

Роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода велика, так как
именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип
деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу
отводиться роль организатора и координатора этого процесса. Трудно недооценить
роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности
ребенка. Здесь важно все, и отказ от авторитарного стиля общения в пользу
демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и
его профессиональная компетентность.
Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании
предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное
взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения,
атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт
каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс
самопознания и саморазвития.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».