СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ
ИНИЦИАТИВЫ
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной
деятельности
детей
по
выбору
и
интересам. Возможность
играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с
собственными интересами является важнейшим источником эмоционального
благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей
протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй
половине дня.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в
форме самостоятельной инициативной деятельности:
— самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные
игры;
— развивающие и логические игры;
— музыкальные игры и импровизации;
— речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
— самостоятельная деятельность в книжном уголке;
— самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по
выбору детей;
— самостоятельные опыты и эксперименты и др.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно
соблюдать ряд общих требований:
— развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к
получению новых знаний и умений;
— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном
опыте;
— постоянно расширять область задач, которые дети решают
самостоятель-но; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи,
требующие сооб-разительности, творчества, поиска новых подходов,
поощрять детскую инициа-тиву;
— тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
— ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

— своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно
проявляю-щих небрежность, торопливость, равнодушие к результату,
склонных не завер-шать работу;
— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно
про-сто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в
аналогичном случае;
— поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоя-тельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ре-бенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
2-я младшая группа
В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться
потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем
свидетельствуют много-численные вопросы, которые задают дети.
Воспитатель поощряет познавательную активность каждого ребенка,
развивает стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и
качеств предметов. Следует проявлять внимание к вопросам детей,
побуждать и поощрять их познавательную активность, создавая ситуации
самостоятельного поиска решения возникающих проблем.
Воспитатель показывает детям пример доброго отношения к
окружающим: как утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Он
помогает малы-шам увидеть в мимике и жестах проявление яркого
эмоционального состояния людей. Своим одобрением и примером
воспитатель поддерживает стремление
к положительным поступкам, способствует становлению положительной
са-мооценки, которой ребенок начинает дорожить.
Младшие дошкольники — это в первую очередь деятели, а не
наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет
важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском
саду организуется так, чтобы он получил возможность участвовать в
разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по
обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в
рисовании, лепке, речевом общении, в твор-честве (имитации, подражание
образам животных, танцевальные импровиза-ции и т. п.).
Средняя группа

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это
создает новые возможности для развития самостоятельности во всех
сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует
освоение деть-ми
ми системы разнообразных
разнообразных обследовательских действий,
приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Воспитатель
специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и
познавательными ситуациями,
в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные пр
приемы
(определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; ото
отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним одновременно проезжали 2 или
3 машины и пр.). В своих познавательных интересах ребенок средней группы
начинает выходить за рамки конкретной
конкретной ситуации. Возраст «почемучек»
про-является
является в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?»,
«За-чем?»,
чем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность
устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают
широкий интерес к окружающему миру. Нередко ребенок многократно
обращается к воспитателю с одними и теми же вопросами, чтобы докопаться
до волнующей его истины, и от воспитателя требуется большое терпение,
чтобы снова и снова давать ответы. Доброжелательное, заинтересован
заинтересованное
отношение воспитателя к детским вопросам и проблемам, готовность на
равных обсуждать их помогает, с одной стороны, поддержать и направить
детскую познавательную активность в нужное русло, с другой — укрепляет
доверие дошкольников к взрослому.
В свободной деятельности дети по желанию выбирают интересные за
занятия в организованных в группе центрах активности. Это — центры игры,
театрализации, искусства, науки, строительства, математики, двигательной
деятельности. Во время занятий и в свободной детской деятельности
воспита-тель
тель создает различные ситуации, побуждающие детей проявить
инициативу, активность, совместно найти правильное решение проблемы
(примеры таких ситуаций приведены в конкретных разделах данного
пособия). По мере того как дети учатся
учатся решать возникающие перед ними
задачи, у них развивается самостоятельность и уверенность в себе. Дети
испытывают большое удовле-творение,
удовле творение, когда им удается выполнить без
помощи взрослого действия, кото-рые
кото рые еще совсем недавно их затрудняли.
Эти маленькие победы воспитатель всегда высоко оценивает.
У детей средней группы идет активное развитие и созревание эмоциональ
эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее ра
радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в
более
ее сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их,
воспитатель спе-циально
циально создает ситуации, в которых дошкольники
приобретают опыт друже-ского
друже ского общения, внимания к окружающим. Это
ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления

внимания к старшим, заботы о живот-ных, бережного отношения к вещам и
игрушкам: «Помоги другу», «Поделись с другими», «Нашим животным с
нами хорошо», «Мы — помощники в группе» и др. Воспитатель пробуждает
эмоциональную отзывчивость детей, направля-ет ее на сочувствие
сверстникам, элементарную взаимопомощь.
Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в
игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение
под-держать их познавательную активность и развить самостоятельность,
органи-зация разнообразной деятельности составляют основу правильного
воспита-ния и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Важно, чтобы у ребенка всегда была возможность выбора игры, а для
этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно
меняющимся (смена части игр — примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15% игр
должны быть предназначены для детей старшей возрастной группы, чтобы
дать возмож-ность ребятам, опережающим в развитии сверстников, не
останавливаться, а продвигаться дальше.
В средней группе активно развивается детская самостоятельность.
Посте-пенно совершенствуются умения дошкольников самостоятельно
действовать по собственному замыслу. Сначала эти замыслы не отличаются
устойчивостью и легко меняются под влиянием внешних обстоятельств.
Поэтому воспитателю необходимо развивать целенаправленность действий,
помогать детям устанав-ливать связь между целью деятельности и ее
результатом, учить находить и ис-правлять ошибки. Помощниками в этом
могут стать картинки, фотографии, мо-дели, наглядно, по шагам
демонстрирующие детям очередность выполнения действий от постановки
цели к результату. Это может быть последовательность процесса создания
постройки, выполнения аппликации, бытового труда и пр.
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель
создает по мере необходимости дополнительно развивающие проблемноигровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников
применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для
самостоятельного ре-шения возникшей задачи.
Старшая и подготовительная группы
Переход в старшую и особенно подготовительную группу связан
с изменением статуса дошкольников в детском саду. В общей семье
воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель
помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое
положение в детском саду. Такие мотивы, как «Мы заботимся о малышах»,

«Мы — помощники воспитателя», «Мы хотим узнать новое о мире и
многому научиться», «Мы готовимся к школе», направляют активность
старших дошкольников на решение новых, значимых для их развития задач.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает
условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять
свои зна-ния и умения, ставит перед ними все более сложные задачи,
развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить
начатое дело до кон-ца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же
затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда
необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения
поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения
одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать
детям рост их до-стижений, вызывать у них чувство радости и гордости от
успешных самостоя-тельных, инициативных действий.
Следует отметить, что на седьмом году жизни нередко возникают сложности в поведении и общении ребенка со взрослыми. Старшие дошкольники
перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Ребенок порой ведет себя вызывающе, манерничает, кого-то изображает, кому-то подражает. Он как бы примеряет на
себя разные модели поведения, заявляя взрослому о своей
индивидуальности, о своем праве быть таким, каким он хочет. Психологи
связывают это с прояв-лением кризиса семи лет.
Появление подобных особенностей в поведении должно стать для близких
взрослых сигналом к перемене стиля общения с ребенком. Надо относиться к
нему с бîльшим вниманием, уважением, доверием, активно поддерживать
стремление к самостоятельности. Старшие дошкольники очень
чувствительны к оценкам взрослых. Они остро переживают, если взрослый
выражает сомне-ние в их самостоятельности, ограничивает свободу.
Необходимо поддерживать в детях ощущение своего взросления, вселять
уверенность в своих силах.
Развитию
самостоятельности
способствует
освоение
детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от
воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой
замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития

данных умений ставится воспитателем в раз-ных видах деятельности. При
этом воспитатель использует средства, помога-ющие дошкольникам
планомерно и самостоятельно осуществлять свой замы-сел: опорные схемы,
наглядные модели, пооперационные карты.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача
вос-питателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствуют
создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественноизобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все
это — обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в
детском саду. Именно в увле-кательной творческой деятельности перед
дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла,
способов и формы его воплощения.
Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение
поста-вить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для
малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими
истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные
книги становят-ся предметом любви и гордости детей. Вместе с
воспитателем они перечитыва-ют свои сочинения, обсуждают их,
придумывают новые продолжения историй.
В группе постоянно появляются предметы, побуждающие дошкольников
к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и
материалы, таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из
космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?»,
«Что будет, если...», «Как это изменить, чтобы...», «Из чего мы это можем
сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?»
— подоб-ные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со
старшими дошкольниками. Периодически в «сундучке сюрпризов»
появляются новые, незнакомые детям объекты, пробуждающие их
любознательность. Это могут быть «посылки из космоса», таинственные
письма с увлекательными задания-ми, схемами, ребусами, детали
технических устройств, зашифрованные записи и пр. Разгадывая загадки,
заключенные в новых объектах, дети учатся рассуж-дать, анализировать,
отстаивать свою точку зрения, строить предположения, испытывают радость
открытия и познания.
Особо подчеркивает воспитатель роль книги как источника новых знаний.
Он показывает детям, как из книги можно получить ответы на самые
интерес-ные и сложные вопросы. В трудных случаях воспитатель специально
обраща-ется к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем.

Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов
дошколь-ников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».