1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации развивающей предметно-пространственной среды
(далее - Положение) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детском саду № 1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – МБДОУ № 1)
разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17.10.2013 г. № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028
«Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
- Рекомендациями по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных
организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных
программ дошкольного образования (утв. Министерством просвещения РФ 26 декабря 2022 г.);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования
к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Образовательной программой дошкольного образования МБДОУ № 1 (далее - ОП ДО);
- Уставом МБДОУ № 1;
- иными документами, регламентирующими образовательную деятельность.
1.2. Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) - часть образовательной
среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.),
материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции
недостатков их развития.
1.3. В МБДОУ № 1 развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами
открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую
функции.
1.4. За полнотой и качеством построения развивающей предметно-пространственной среды
осуществляется контроль.
2. Цель и задачи развивающей предметно-пространственной среды
2.1. Цель РППС – создание образовательного пространства, обеспечивающего охрану и
укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников,
в том числе создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной деятельности
ребёнка (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и т.д.).
2.2. В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия
детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям,
формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей
друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МБДОУ №1, группы,
прилегающей территории, приспособленные для реализации ОП ДО, а также материалов,
оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями
каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции
недостатков их развития;
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность
свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и
общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих
чувств и мыслей;
- создание равных условий, максимально способствующих реализации различных
образовательных программ в ГБДОУ для детей, принадлежащих к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе
ограниченные) возможности здоровья;
– построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми,
ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию
его развития, возрастные индивидуальные особенности и зону ближайшего развития ;
- создание условий для знакомства воспитанников МБДОУ № 1 с историей и культурой родной
страны, района, населенного пункта, в том числе в формате организации образовательных событий в
культурно-образовательной среде населенного пункта, в котором расположено МБДОУ №1;
- создание условий для формирования нравственных ценностей на основе культуры и традиций
многонационального российского народа и расширения собственного нравственного опыта ребенка;
- создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного
самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также
содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
- открытость МБДОУ №1 и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно
в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей,
воспитания, охране и укреплению их здоровья;
- обеспечение интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей.
2.3. Формирование РППС в МБДОУ № 1 в соответствии с ФГОС ДО реализуется на
основании следующих принципов:
- принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям обучающихся;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых
(родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ГБДОУ) и детей;
- принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ГБДОУ;
- принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в
том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
- принцип формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни и нравственных ориентиров.
2.4. Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста
выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей
предметно-пространственной среды и содержательного общения взрослых и детей.
3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде
3.1. РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и
взрослых во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения.
3.2. РППС должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном
процессе МБДОУ № 1;
- в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- учёт возрастных особенностей детей.
3.3. Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ № 1 должна быть
содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
3.3.1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и
содержанию ОП ДО.
Образовательное пространство МБДОУ № 1 должно быть оснащено средствами обучения и
воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходными),
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой
Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в
подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным
окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые
и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными
материалами.
3.3.2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся
интересов и возможностей детей;
3.3.3. Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в МБДОУ №1 полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным
способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования
в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре).
3.3.4. Вариативность РППС предполагает:
- наличие в МБДОУ № 1 различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.),
а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор
детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
3.3.5. Доступность РППС предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к
играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
3.3.6. Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по
обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.4. МБДОУ № 1 самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе
технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное,
оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации ОП ДО.
4. Формирование предметного содержания РППС
4.1. При организации РППС, педагог учитывает три компонента:
- предметное содержание (игры, предметы и игровые материалы, учебно-методические
пособия, учебно-игровое оборудование);
- пространственную организацию;
- изменение во времени (обновление пособий, обогащение центров новыми материалами и
изменение организации пространства в течение года);
- освоенности (с ориентировкой на зону ближайшего развития детей и уже освоенного);
- стратегического и оперативного изменения (по мере решения конкретных задач и
развертывания определенного вида деятельности).
4.2. Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности
образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и
образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
4.3. Социально-коммуникативное развитие включает развитие игровой деятельности детей с
целью освоения различных социальных ролей. Данное направление связано непосредственно с
ведущей деятельностью детей дошкольного возраста - игровой деятельностью, а также усвоение и
присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей, принятых в российском
обществе; развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности
ксовместной деятельности и сотрудничеству; формирование у ребенка основ гражданственности и
патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и
взрослых в МБДОУ № 1, региону проживания и стране в целом; развитие эмоциональной отзывчивости и
сопереживания, социального и эмоционального интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком собственных
действий; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе, социуме и медиапространстве
(цифровой среде).
4.4. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и
мотивации к познавательной деятельности; освоение сенсорных эталонов и перцептивных
(обследовательских) действий, развитие поисковых исследовательских умений, мыслительных
операций, воображения и способности к творческому преобразованию объектов познания, становление
сознания; формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их
свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и
многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных
сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного
отношения к природе; формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении,
культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и
Отечества, многообразии стран и народов мира; формирование представлений о количестве, числе,
счете, величине, геометрических фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и
отношениях этих категорий, овладение логико-математическими способами их познания;
формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира, способах их
безопасного использования.
4.5. Речевое развитие включает владение речью как средством коммуникации, познания и
самовыражения; формирование правильного звукопроизношения; развитие звуковой и интонационной
культуры речи; развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного
запаса; развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор, художественная и
познавательная литература), формирование их осмысленного восприятия; развитие речевого
творчества; формирование предпосылок к обучению грамоте.
4.6. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального,
изобразительного), мира природы; становление эстетического и эмоционально-нравственного
отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса; формирование элементарных
представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр, народное искусство и другое);
формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности (рисовании, лепке,
аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских музыкальных инструментах,
музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве и другое); освоение разнообразных
средств художественной выразительности в различных видах искусства; реализацию художественнотворческих способностей ребенка в повседневной жизни и различных видах досуговой деятельности
(праздники, развлечения и другое); развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и
другое).
4.7. Физическое развитие включает в себя приобретение ребенком двигательного опыта в
различных видах деятельности детей, развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость,
выносливость, гибкость), координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
формирование опорно-двигательного аппарата, развитие равновесия, глазомера, ориентировки в
пространстве; овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям, подвижным играм,
спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон,
настольный теннис, городки, кегли и другое); воспитание нравственно-волевых качеств (воля,
смелость, выдержка и другое); воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за
выдающиеся достижения российских спортсменов; приобщение к здоровому образу жизни и
активному отдыху, формирование представлений о здоровье, способах его сохранения и укрепления,
правилах безопасного поведения в разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
4.8. Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей, игрушки,
оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут
использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует
детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательноисследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и
фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей с ОВЗ.
4.9. Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя гибкое зонирование
пространства, предполагает наличие различных уголков (секторов, центров и т.п.) для осуществления
свободного выбора детьми разных видов деятельности.
4.10. Размещение игрового оборудования по центрам развития, что позволяет детям
объединиться подгруппами по общим интересам
4.11. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную
деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытнопоисковой работы - магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой
выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
4.12. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в
игре.
4.13. В группах старших дошкольников необходимы материалы, способствующие овладению
чтением, математикой; материалы, отражающими школьную тему.
4.14. Примерный перечень зон для организации РППС:
- для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение
социальных ролей и профессий и пр.) - уголок для сюжетно-ролевых игр, уголок театрализованных
игр;
- для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие
речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.) - уголок
познания, уголок безопасности, уголок краеведения, уголок развития речи и грамоты;
- для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов,
художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского
творчества, центр патриотического воспитания и пр.) - уголок конструирования, уголок
изобразительного искусства, книжный уголок, уголок музыки, уголок патриотического воспитания;
- для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.) - спортивный уголок;
- для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала,
дидактические игры и пр.) - уголок мелкой моторики;
- для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные
лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.) - уголок
экспериментирования;
- для отдыха (уединение, общение и пр.) - уголок уединения.
5. Функции педагога и сотрудников МБДОУ № 1 при построении РППС
5.1. Педагоги групп, специалисты правильно моделируют РППС, способную максимальному
развитию личности.
5.2. Педагогические работники изменяют ее в соответствии с развитием потребностей и
интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста, одновременно включая в активную
коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как воспитанников, так и всех
детей группы.
5.3. Педагоги групп, специалисты пополняют и обновляют РППС, приспосабливая ее к
новообразованиям определенного возраста.
5.4. Педагогами должно учитываться:
- психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного
процесса;
- дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения;
- психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная РППС;
- содержательная насыщенность среды,
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность,
- доступность;
- безопасность.
5.5. Педагог пополняет РППС элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную,
двигательную деятельность детей.
5.6. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5.7. Должно быть предусмотрено место для детской экспериментальной деятельности.
5.8. Необходимо учитывать закономерности психического развития детей, показатели их
здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого
развития, а также показатели эмоциональной и потребительской сферы.
5.9. Педагогические работники продумывают цветовую палитру, она должна быть представлена
теплыми, пастельными тонами.
5.10. Педагоги и специалисты учитывают ведущую роль игровой деятельности.
6. Контроль
6.1. В целях определения качества РППС необходимо не менее 1 раза в полгода оценивать
РППС в соответствии с критериями качества (Приложение № 1).
6.2. Контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком оперативного контроля.
6.3. Ответственность за полноту и качество построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на воспитателей групп, специалистов МБДОУ № 1.
6.4. Ответственность за контроль построения развивающей предметно-пространственной среды
возлагается на старшего воспитателя.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение является нормативным актом МБДОУ № 1,
принимается на Педагогическом совете, утверждается приказом заведующего МБДОУ № 1.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению
принимаются в порядке, предусмотренном п. 7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в
новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.
7.5. Настоящее Положение вступает в силу с момента издания приказа заведующим
МБДОУ № 1 и действует до внесения изменений.
Приложение № 1
Критерии качества РППС, доступной воспитанникам группы внегруппового помещения
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Критерий
Индикаторы
Соответствие внутренних помещений МБДОУ № 1 требованиям СанПиН
Соответствие оборудования и материалов, требованиям пожарной безопасности и ТБ
В здании обеспечен оптимальный температурный и световой режим.
В помещениях отсутствуют факторы, приводящие к причинению вреда здоровья
Обеспечена эксплуатационная безопасность здания. Используемое оборудование и постройки в удовлетворительном состоянии. отсутствуют
видимые дефекты. признаки старения, угрожающие здоровью детей
Имеются стенды, демонстрационный материал, освещающий в том числе вопросы безопасности
Осуществляется регулярный осмотр здания в дневное и ночное время
Обустройство
Имеется достаточное количество организационно-хозяйственных, игровых, административных помещений и др. помещений для осуществления
пространства
присмотра и ухода, а также реализации образовательной деятельности
Предусмотрены отдельные туалеты для сотрудников
Оснащение помещений находится в хорошем рабочем состоянии
Для детей с ОВЗ имеется специальное или адаптированное оборудование и помещения
Имеется и соблюдается режим проветривания и влажной уборки
Организовано необходимое освещение
Осуществляется ежедневная уборка здания и помещений
Имеется пространство, позволяющее реализовать двигательную активность воспитанников
Оборудование, инструментарий, материалы соответствуют возрасту воспитанников
Соответствие
Развивающая предметно–пространственная среда способствует реализации задач ОП ДО
пространства
возрастным
Пространство зонировано, обеспечивает возможность осуществлять разнообразные виды активности
особенностям
Обустройство пространства не затрудняет активное движение детей и взрослых
воспитанников и их Обеспечивается потребность детей в уединении и отдыхе
потребностям
В случае необходимости пространство, оборудование и материалы возможно адаптировать для детей с ОВЗ
Организованы разнообразные места для совместной деятельности детей
Оснащение
учреждения
В оснащении внегрупповых помещений учитываются особенности социально-культурного окружения
Используется как стационарное, так и мобильное оборудование
Имеются разнообразные полифункциональные предметы и материалы
Оформление пространства содержит изменяемые в течение года элементы (связанные с реализацией образовательной деятельности)
Участие субъектов Пространство отражает разнообразные интересы воспитанников;
образовательных У детей есть возможность самостоятельно трансформировать пространство в соответствии со своими потребностями
отношений в
В оформлении среды активно используются продукты детской деятельности, фотографии воспитанников и их семей и пр., результаты детского
оформлении
творчества.
пространства
В пространстве возможно вариативно использовать различные помещения и материалы (игрушки, оборудования и пр.) для стимулирования
развития детей;
Оформление пространства отражает интересы детей в настоящий момент, адаптируется с учетом потребностей, возможностей, интересов и
инициативы заинтересованных сторон
Безопасность
Оценка
+
-
Критерии качества РППС группового помещения
№п/п
Критерии
Индикаторы
Оценка
+
1.
Безопасность
-
Соответствие групповых помещений МБДОУ № 1 требованиям СанПиН
Соответствие помещений, оборудования и материалов, требованиям пожарной безопасности
Оснащение среды мебелью, оборудованием, расходными материалами, отвечающими Правилам Техники безопасности
2.
3.
Соответствие Оборудование, инструментарий, материалы соответствуют возрасту воспитанников
пространства
Развивающая предметно–пространственная среда группового помещения способствует реализации задач ОП ДО
группового
помещения
Пространство зонировано, имеет рабочий, активный и спокойный сектора
возрастным
особенностям Обеспечивается потребность детей в уединении и отдыхе
воспитанников и их В случае необходимости пространство, оборудование и материалы возможно адаптировать для детей с ОВЗ
потребностям
Имеется в наличии достаточное количество оборудования, пособий, материалов, игр, игрушек, природного материала, инвентаря для
Оснащение
детской активности
группового
пространства
В оснащении группы учитываются особенности социально-культурного окружения
Имеется достаточное количество разнообразных расходных материалов
Имеются разнообразные полифункциональные предметы и материалы
4.
Участие субъектов
образовательных
отношений в
оформлении
группового
помещения
Пространство отражает индивидуальные интересы воспитанников;
У детей группы есть возможность самостоятельно трансформировать пространство в соответствии со своими потребностями
В оформлении группы активно используются продукты детской деятельности, фотографии воспитанников и их семей
В пространстве возможно вариативно использовать различные помещения и материалы (игрушки, оборудования и пр.) для
стимулирования развития детей;
Среда группы адаптируется с учетом потребностей, возможностей, интересов и инициативы заинтересованных сторон
9
Критерии качества развивающей предметно–пространственной среды на свежем воздухе
№ п/п
Критерий
Оценка
Индикаторы
+
1.
2.
3.
4.
5.
-
Соответствие территории МБДОУ № 1 и прогулочных участков требованиям СанПиН
Соответствие оборудования и материалов, требованиям пожарной безопасности и ТБ
Территория огорожена и озеленена в соответствии с климатическими условиями
На территории отсутствуют ядовитые и колючие растения
Обеспечена эксплуатационная безопасность территории. Используемое оборудование и постройки в удовлетворительном состоянии.
отсутствуют видимые дефекты, угрожающие здоровью детей
Осуществляется регулярный осмотр территории в дневное и ночное время
Имеется игровая и хозяйственная зоны
Обустройство
пространства
Оснащено специально-организованное место для сбора мусора
Предусмотрены групповые площадки и площадки общего (межгруппового) пользования
Для детей с ОВЗ имеется специальное или адаптированное оборудование
Организовано необходимое освещение
Осуществляется ежедневная уборка территории
Имеется пространство, позволяющее реализовать двигательную активность воспитанников
Соответствие
Оборудование, инструментарий, материалы соответствуют возрасту воспитанников
прогулочных
Развивающая предметно–пространственная среда прогулочных участков способствует реализации задач ОП ДО
участков возрастным
Пространство зонировано, обеспечивает возможность осуществлять разнообразные виды активности
особенностям
воспитанников и их Обустройство пространства не затрудняет активное движение детей и взрослых
Обеспечивается потребность детей в уединении и отдыхе
потребностям
В случае необходимости пространство, оборудование и материалы возможно адаптировать для детей с ОВЗ
Оснащение
Имеется в наличии достаточное количество оборудования, пособий, выносных материалов, игр, игрушек, природного материала,
инвентаря для детской активности
прогулочных
участков
В оснащении группы учитываются особенности социально-культурного окружения
Используется как стационарное, так и мобильное оборудование
Имеются разнообразные полифункциональные предметы и материалы
Оформление пространства содержит изменяемые в течение года элементы (цветники, ледовые постройки и др.)
Участие субъектов Пространство отражает разнообразные интересы воспитанников;
образовательных У детей есть возможность самостоятельно трансформировать пространство в соответствии со своими потребностями
отношений в
В пространстве возможно вариативно использовать различные помещения и материалы (игрушки, оборудования и пр.) для
оформлении
стимулирования развития детей;
группового
Оформление пространства отражает интересы детей в настоящий момент, адаптируется с учетом потребностей, возможностей,
помещения
интересов и инициативы заинтересованных сторон
Безопасность
10