Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский № 1 с.Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края Рассмотрен на общем собрании работников Утверждено заведующий МБДОУ№ 1 с.Некрасовка МБДОУ № 1 с.Некрасовка Протокол № 2 от 20.01. 2019г. _______Н.Ю.Палушина Приказ № 78 "21" января 2019 г. КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РАБОТНИКОВ МБДОУ № 1 С.НЕКРАСОВКА 2019г I. Общие положения 1. Кодекс профессиональной этики работников МБДОУ № 1 с. Некрасовка (далее – Кодекс) разработан на основании положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Письма Министерства образования и науки от 6 февраля 2014г. № 09-148 «О направлении материалов Рекомендации по организации мероприятий, направленных на разработку, принятие и применение Кодекса профессиональной этики педагогическим сообществом»; Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных нормативных правовых актов РФ. 2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения, которым рекомендуется руководствоваться работникам организации осуществляющие присмотр и уход за детьми (далее – группа), независимо от занимаемой ими должности. 3. Работник, который состоит в трудовых отношениях с Группой, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию детей дошкольного возраста обязан соблюдать положения Кодекса в своей деятельности. 4. Целями Кодекса являются: установление этических норм и правил поведения работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности; содействие укреплению авторитета работников Группы; обеспечение единых норм поведения работников Группы. 5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения работниками своих трудовых обязанностей. 6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников. II. Этические правила поведения работников при выполнении ими трудовых обязанностей. 2.1. При выполнении трудовых обязанностей работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. 2.2. Работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; б) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы; в) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений; г) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни; д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; е) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; 2 ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению трудовых обязанностей; з) проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям (законным представителям) и коллегам; и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывая культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию воспитанников; к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении работником трудовых обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Детского сада. Работнику Группы запрещается: • передавать персональные данные о воспитаннике и его родителях (законных представителях) третьей стороне без письменного разрешения родителей (законных представителей); разглашать сведения личной жизни воспитанника и его семьи; унижать в любой форме на Собрании родителей, в индивидуальных беседах воспитанников, которые имеют какие-либо речевые нарушения, проблемы в психическом или физическом развитии; использовать выражения, осуждающие поведение родителей (законных представителей); выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с заседаний Педагогического совета, Общего собрания работников Группы, приказов, распоряжений администрации Детского сада и т. п.; обсуждать с родителями (законными представителями) выступление своих коллег; •манипулировать воспитанниками или родителями (законными представителями) использовать их для достижения собственных целей; терять терпение и самообладание в любых ситуациях; нарушать требования Устава, иных локальных нормативных актов Группы; допускать в общении с коллегами, родителями (законными представителями) и воспитанниками ненормативную лексику, грубые оскорбительные выражения и жесты, кричать; курить и употреблять алкоголе содержащие напитки, а также пребывать на территории учреждения в нетрезвом виде (в рабочее и внерабочее время); собирать с родителей (законных представителей) денежные средства, кроме средств, необходимых для проведения экскурсий, просмотров спектаклей; оценивать или сравнивать материальное положение семей воспитанников; сравнивать личностные качества воспитанников; допускать оскорбления воспитанниками друг друга в своем присутствии; допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или религиозной принадлежности воспитанника; применять по отношению к воспитаннику меры физического или психологического насилия над личностью; выгонять (удалять) воспитанника из помещений Группы; 3 провоцировать к созданию ситуаций, приводящих к конфликту интересов работника Группы; посягать на личную собственность воспитанника; пропагандировать собственные политические или религиозные убеждения, проводить политическую или иную агитацию; иметь внешний вид, демонстрирующий его религиозные, политические или иные предпочтения, носить политическую или иную символику и атрибуты; произносить антипедагогические слова: «я не буду работать с этой группой», «я не хочу, чтобы этот ребенок был в моей группе», «я не хочу общаться с этим родителем»: жизненный и профессиональный опыт, квалификация и профессиональная этика обязывают нас работать с любыми детьми и общаться с их родителями (законными представителями). 2.3. Работникам Группы рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивание в конфликтную ситуацию или скандал. В случае конфликтного поведения со стороны родителя (законного представителя) воспитанника необходимо применять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок разрешения вопроса. 2.4. В процессе взаимодействия с коллегами работники Группы обязаны воздерживаться от: пренебрежительных отзывов о работе других необоснованного сравнения их работы со своей; работников или проведения предвзятого и необъективного отношения к коллегам; обсуждение их недостатков и личной жизни. 2.5. Работники Группы выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством. 2.6. Работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы. 2.7. Работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. 2.8. Работник не может иметь судимость, в том числе погашенную или снятую, обязан сообщить о факте уголовного преследования в отношении себя, либо о прекращении уголовного преследования. 2.9. Работник имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей. 2.10.Внешний вид работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к участникам образовательных отношений, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность. 2.10.1. Аккуратность и опрятность Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной, выглядеть новой. Обувь должна быть чистой, ухоженной. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и исключать вызывающие детали. 4 Сотрудники должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными, используемые и дезодорирующие средства должны иметь легкий и нейтральный запах). 2.10.2.Сдержанность Одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность. Основной стандарт одежды для всех сотрудников – профессиональный деловой стиль. Всем сотрудникам Детского сада запрещается использовать для ношения в рабочее время следующие варианты одежды и обуви: * Одежда Спортивная одежда (спортивный костюм или его детали за исключением спортивных мероприятий: спортивные досуги, соревнования, физкультурные занятия) Одежда для активного отдыха (шорты, майки) Пляжная одежда Прозрачные платья, юбки и блузки, в том числе одежда с прозрачными вставками Декольтированные платья и блузки (открыт вырез груди, заметно нижнее белье и т.п.) Вечерние туалеты Мини-юбки (платья) (длина юбки выше 3 см от колена) Слишком короткие блузки, открывающие часть живота или спины Сильно облегающие (обтягивающие) фигуру брюки, платья, юбки * Обувь Спортивная обувь (кроме спортивных мероприятий: физкультурные занятия, развлечения, соревнования) Пляжная обувь (шлепанцы и тапочки) В одежде и обуви не должны присутствовать вызывающие экстравагантные детали, привлекающие пристальное внимание. Внешний вид должен быть безупречен во всем. Детский сад – не место для демонстрации дизайнерских изысков и экстравагантных идей. 2.10.3. Рекомендации для сотрудников, занимающих следующие должности: заведующий, педагогические работники, работники администрации дошкольного учреждения *Одежда Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов. Брюки стандартной длины. Допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или жакета. Платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя. Джинсы и одежда из джинсовой ткани классических моделей, без стилистических элементов. Аккуратное, привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных джемперов или кофт. В теплое время года допускается ношение футболок без символики. В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт, пуловеров и т.д. без ярких или экстравагантных элементов, отвлекающих внимание. Колготы телесного или черного цвета ровной фактуры без орнамента. Предпочтительно ношение колгот в течение всего года. *Обувь Классические модели, гармонирующие с одеждой. Высота каблуков туфель должна быть удобна для работы, но не превышать 10 см. *Волосы Стрижка аккуратная. Длинные волосы (ниже плеч): для сотрудников, ежедневно контактирующих с детьми, волосы должны быть заколоты. *Украшения Допускается использовать украшения (серьги, браслеты, цепочки), выдержанные в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок, кулонов и т.п. Пирсинг и тату допускаются только в том случае, если они скрыты одеждой. *Руки 5 Длина ногтей должна быть удобной для работы. *Гигиена и макияж Макияж дневной, легкий, естественных тонов. Парфюмерные и косметические средства с легким нейтральным ароматом. 2.14.4. Рекомендации для сотрудников, занимающих следующие должности: младший обслуживающий персонал, учебно-вспомогательный персонал Учитывая специфику работы сотрудников данной категории, работникам в дополнение к пунктам 1 и 2 раздела 7, вводится следующее: *Одежда Халат. Фартук и косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и для уборки помещений. *Обувь Обувь без каблука или на низком каблуке. *Волосы Волосы средней длины и длинные обязательно должны быть собраны. *Украшения Запрещается ношение различных украшений (для работников пищеблока). *Руки Ногти должны быть аккуратно и коротко подстрижены. 2.11.Правила пользования средствами мобильной связи в Группе 2.11.1. Во время занятий с детьми, совещаний, педсоветов, собраний, праздников, сна детей звук мобильного телефона необходимо переводить в беззвучный режим. 2.11.2. Рекомендуется использовать в качестве рингтона мобильного телефона при нахождении в Группе либо стандартный звонок телефона, либо классическую музыку. 2.11.3. Запрещается использование в Группе гарнитуры мобильных телефонов. 2.11.4. На время телефонного разговора запрещено оставлять воспитанников без присмотра. 2.11.5. Разговор по мобильному телефону не должен быть длительным. III . Взаимоотношения внутри учреждения 3.1. Личность педагога 3.1.1 Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей. 3.1.2 Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. 3.1.3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы. 3.1.4 Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания. 3.1.5 Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром. 3.1.6 Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы. 3.2.Авторитет, честь, репутация 3.2.1 Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога. 3.2.2 Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития. 3.2.3 Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения. 3.2.4 В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации. 3.2.5 Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им. 6 3.2.6 Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах. 3.2.7 Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей. 3.2.8 Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога. 3.2.9 Педагог дорожит своей репутацией. 3.3. Общение педагога с воспитанниками 3.3.1. Педагог создает оптимальные условия для познавательно-речевого, физического, социального-личностного, художественно-эстетического развития ребенка в адекватных возрасту формах. Педагог стремиться к повышению мотивации к познанию мира у воспитанников, к укреплению в них веры в собственные силы и возможности. Педагог ответственен за мотивационный настрой к учебе и эмоциональное состояние ребенка, выпускаемого в школу. 3.3.2.Стиль общения педагога с воспитанниками основан на взаимном уважении. Педагог ответственен за выбор форм и методов взаимоотношения с детьми. 3.3.3. Педагог не должен унижать честь и достоинство воспитанников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозным убеждениям, семейным традициям. 3.3.4. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и одинаково требовательным ко всем воспитанникам. 3.3.5. Требовательность педагога по отношению к детям должна быть позитивной и обоснованной. Педагог умеет замечать достоинства детей и опираться только на них в своей профессиональной деятельности. 3.3.6.Педагог никогда не будет самоутверждаться, унижая честь и достоинство ребенка, с использованием методов давления на личность. 3.3.7.Не ребенок ищет подход к педагогу, а педагог ищет подход к ребенку. 3.3.8. Педагог объективно и позитивно оценивает результат каждого отдельного ребенка, не допуская заниженного оценочного суждения. Педагог никогда не говорит при ребенке о его ограниченных возможностях и трудностях. 3.3.9. Педагог, допустив профессиональную ошибку, должен признать ее и исправить. 3.3.10. Педагог имеет честь и достоинство, при необходимости, попросить прощения у ребенка. 3.3.11. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не влияет поддержка (или её отсутствие), оказываемая их родителями Группы. 3.4.Взаимоотношения педагога с родителями (законными представителями) воспитанников 3.4.1. Педагоги всегда уважительны и доброжелательны к родителям (законным представителям) воспитанников. 3.4.2. Педагог предоставляет семье «обратную связь» о жизни в саду и достижениях конкретного ребенка. Родители (законные представители) имеют право получать полную информацию о развитии своего ребенка. Выводы педагога носят доброжелательный и позитивный характер. 3.4.3. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях (законных представителях) или мнение родителей (законных представителей) – о детях. Личное мнение педагога подается родителям (законным представителям) в максимально корректной форме. 3.4.4. Отношения педагогов с родителями (законными представителями) не могут оказывать влияния на оценку личности и достижений детей. 3.4.5.Панибратские отношения педагогов и родителей (законных представителей) мешают профессиональной деятельности, способствуют распространению в родительской среде внутренней, закрытой информации для Группы, вредят имиджу учреждения. Коммуникация 7 между родителем (законным представителям) и педагогом должна вестись по имениотчеству, с нейтрально-уважительным обращением на «Вы». 3.4.6. Педагог обладает выдержкой и самообладанием в конфликтных ситуациях. Он учтив и корректен. 3.4.7. Педагог содействует родителям (законным представителям) в защите прав ребенка и его достоинства, при необходимости информирует их о существующих правах ребенка и путях их соблюдения. 3.4.8. Педагог осознает право родителей (законных представителей) иметь собственный взгляд и личный подход к воспитанию своего ребенка. Семья - первичное и главное звено в воспитании ребенка. При необходимости педагог корректно рекомендует обратиться к специалистам службы сопровождения. 3.4.9 Педагог не имеет права вторгаться в частную жизнь семьи. Только в случае угрозы здоровью (физическому или психическому) информировать соответствующие органы с целью своевременного оказания помощи. 3.5. Общение между работниками 3.5.1 Взаимоотношения между работниками основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Работник защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц. 3.5.2. Работники избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. 3.5.3 Работники одного и того же детского сада избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела. Работников объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие. 3.5.4 Правом и обязанностью Работника является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование работника за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в детском саду, а не за его пределами. 3.5.5 Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в жизни коллектива обсуждаются и принимаются на коллективных собраниях. 3.5.6 Работники не прикрывают ошибки и проступки друг друга. 3.5.7 Работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально-психологического климата для эффективной работы. 3.5.8 Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению коррупционно опасного поведения педагогических работников, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости. 3.6. Взаимоотношения с администрацией 3.6.1 Деятельность базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости. 3.6.2. В детском саду соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет администрация детского сада. 3.6.3 Администрация терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы работников, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми работниками своего мнения и защите своих убеждений. 3.6.4 Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать работников за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из работников основываются на принципе равноправия. 8 3.6.5 Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни работника, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей. 3.6.6 Оценки и решения администрации должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах работника. 3.6.7 Работники имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, могущую повлиять на карьеру работника и на качество его труда. Важные решения принимаются на основе принципов открытости и общего участия. 3.6.8 Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в коллективе мешают Группе выполнять свои непосредственные функции. IV. Использование информационных ресурсов 4.1 Работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не должны использовать имущество (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения. 4.2 Работники имеют право представлять информацию о достижениях в своей профессиональной деятельности для размещения на официальном сайте образовательного учреждения. 4.3 Работники не обнародует конфиденциальную служебную информацию, предназначенную для внутренних нужд ДОУ. V. Подарки и помощь Группе 5.1 Работник Группы является честным человеком и строго соблюдает законодательство. С профессиональной этикой работника не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача. 5.2 Работники не делает намеков, не выражают пожеланий, не договариваются с другими работниками, чтобы они организовали воспитанников или их родителей для вручения подарков или подготовки угощения. 5.3. Видя уважение со стороны родителей (законных представителей) и их желание выразить ему свою благодарность, работник может принять от них лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога; 3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих воспитанников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи. 5.4 Администрация учреждения или работник может принять от родителей воспитанников любую бескорыстную помощь, предназначенную группе. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность общественность и выразить публично от ее лица благодарность. Оформить акт дарения VI. Прием на работу и перевод на более высокую должность 6.1. Заведующий должен сохранять беспристрастность при приеме на работу нового сотрудника или повышении своего сотрудника в должности. Он не может назначить своим заместителем члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какиелибо иные привилегии. 6.2 Работник не может оказывать давление на администрацию с тем, чтобы в учреждение, где он работает, был принят член его семьи, родственник или близкий друг или чтобы вышеупомянутые лица были повышены в должности. Он не должен принимать участия в рассмотрении этого вопроса и принятии решения. 6.3 Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за приём на работу, повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п. VII. Ответственность за нарушение положений Кодекса 7.1. Нарушение работником положений настоящего Кодекса рассматривается на заседаниях общего собрания работников, предусмотренных уставом образовательной организации и (или) комиссиях по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 9 7.2. Соблюдение работником положений Кодекса может учитываться при проведении аттестации его на соответствие занимаемой должности, при применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. VII. Заключение 7.1. Настоящим нормам (правилам) профессиональной этики должны следовать все сотрудники детского сада. Принимаемые сотрудники знакомятся с действующими Правилами в течение одного месяца. Стандарты внешнего вида устанавливаются Заведующим, соответственно характеру выполняемых задач. Соблюдение общих правил личной гигиены обязательно. 7.2.Настоящие Правила вступают в силу с момента их подписания, могут изменяться и дополняться. 10